Форум Гнезда :: Читаем первоисточники. Грузинские народные предания.
Показать больше информации
Здравствуйте,Гость | Сегодня Вторник, 23 Апрель 2024
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

   Начало   Правила Войти Регистрация  

grant
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор: ДраконРассвета Тема: Читаем первоисточники. Грузинские народные предания.   (Прочитано 4367 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
ДраконРассвета

Автор
Дракон
Азеркин



маг-исследователь

Сообщений: 4 487


Offline Offline

« : 27 Март 2012, 21:04:18 »
Проголосовал ПРОТИВ. 0 Проголосовал ЗА.

Грузинские народные предания и легенды

Приводится по:
Грузинские народные предания и легенды. Сост., перев., предисл. и прим. Е. Б. Вирсаладзе. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1973.
367 с. («Сказки и мифы народов Востока»)
Оцифровка Рассвет 2012.

Из предисловия

Древнейший слой религиозных представлений племен, населявших Закавказье, известный на сегодняшний день,— это культ исполинских каменных рыб, сохранившихся на территории Южной Грузии и Армении и относящихся к эпохе мегалитической культуры, столь богато представленной на Кавказе. Эти каменные стелы в форме рыб, достигающие иногда нескольких метров, стоят вертикально у источников рек и озер и именуются вешапы в Грузии и вишапы в Армении.
Специалисты считали IX век до н. э.— эпоху Ванских завоеваний — нижним пределом их создания и активного существования20. Вопрос о датировке их, однако, за последние годы решительно пересмотрен в сторону признания их большей давности. Очевидно, вешапы появились в Закавказье еще в III тысячелетии до н. э.21.
Каменные вешапы часто украшены изображениями рыб, птиц, змей, быков и других животных. Исходя из их расположения возле источников, рек и озер, можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с культовыми памятниками, посвященными божеству плодородия. О связи вешапов с водой говорит и то, что до настоящего времени в Грузии кит называется вешапи; так же называют в народе, например у горцев Восточной Грузии, и особенно у хевсур, фантастические земноводные существа, обычно связываемые с озерами и источниками.
Позже слово вешапи скрестилось с названием змей гвели, и сегодня злой дракон грузинских преданий, сказок и эпических сказаний называется уже гвел-вешапи, или гвелишапи, т. е. змея-вешап, змея — гигантская рыба.
Культ каменных вешапов, видимо, отражает древнейший слой религиозных представлений кавказских племен.
Очень любопытно, что в грузинском фольклоре сохранились две группы преданий: первую группу образуют предания о добрых вешапах-покровителях, вешапах-дарителях, которые вступают в общение с человеком, помогают ему, принимают от него услуги и взамен одаривают его волшебным оружием — мечом, кольчугой. Последнее герой обычно теряет, нарушая табу, связанное с чудесным даром (см. № 66, 67 и др.). Вторая группа — это предания о злых гвел-вешапах, драконах, о зле, причиняемом ими людям, об их попытках уничтожить людской род, о борьбе с ними и их изгнании (№ 78).
Борьба с драконами — гвел-вешапами отразилась и в грузинских эпических сказаниях, где солнечный или лунный герой вступает в единоборство с драконом, глотающим и извергающим солнце, похищающим луну. Все подобные сказания, видимо, отражают ту эпоху, когда древняя религия, поклонение вешапам сменились астральными культами и вешапы были свергнуты в прямом и переносном значении этого слова (многие стоявшие горизонтально каменные рыбы повержены на землю).
-----------
Очень своеобразен и цикл преданий о драконах, дружественных человеку, о борьбе драконов и помощи, оказанной одному из них людьми, о чудесных дарах, полученных за это человеком от дракона, о побратимстве дракона и героя Торгва. В этих образах отразились древнейшие верования, связанные с культом рыб — вешапов (см. выше).


-----------------------------------
20 Н. Я. М а р р, Я. Л. Смирнов, Вишапы, Л., 1931, стр. 99—103;Л. Меликсед-Бек, Мегалитическая культура в Грузии, Тбилиси, 1938,стр. 96 [на груз, яз.]; Б. Б. Пиотровский, Вешапы, Л., 1939; И. И. Мещанинов; Циклопические сооружения Закавказья, стр. 99.
21 Г. С. Измайлов, Из истории древнейшей культуры Западного Азербайджана, Тбилиси, 1963, стр. 8 (АКД); Г. Н. Ч у б и н а ш в и л и, Древнейшая культура в междуречье Куры и Аракса, Тбилиси, 1965 [на груз, яз.]; А. Л. Ф о р м о з о в, Очерки по первобытному искусству, М. 1969, стр. 190 — 191.

Записан

Цвет яблони. Пчела.
Огромный пёс лизнул котёнка.
ДраконРассвета

Автор
Дракон
Азеркин



маг-исследователь

Сообщений: 4 487


Offline Offline

« Ответ #1 : 27 Март 2012, 21:26:04 »
Проголосовал ПРОТИВ. 0 Проголосовал ЗА.

66. Бой драконов

Двенадцать тушин1 под водительством Мекобаури2 пошли к лезгинам.
Через несколько суток зашли они в такое место, где совсем сбились с пути. Заночевали они в каком-то удивительном лесу с развороченными деревьями, в болоте, в котловане. В полночь вокруг спящих тушин кольцом обвился дракон толщиной со ствол чинары. Голова его лежала на его хвосте.
Увидев ужас на лицах тушин, дракон стал ластиться к ним, лизать им ноги. Наконец совсем он снялся оттуда и лег поодаль. Успокоились тушины, видя, что дракон не трогает их. Вдруг дракон головой дал им знак следовать за ним. Как только задерживали шаг тушины, останавливался и дракон. Подошли они к реке — такой бурной, что барс не сравнился бы с ней. Тут дракон вытянулся и положил голову на противоположный берег реки. Хвост его оставался на этом берегу. Лег он мостом и подал знак тушинам: пройдите, мол, по мне.
Мекобаури встал на хвост дракона, да сошел обратно — мягок был хвост.
В третий раз, как поднялся он, упругой стала спина, и тогда только кликнул он товарищей: за мной идите!
Прошли через реку. Там в котловане озеро стоит и гнездится в нем другой дракон. Никого из мимо проходивших не пропускал он, оказывается, всех уничтожал.
Вдруг взбаламутилось озеро, содрогнулось, и из него выпрыгнул дракон величиною с гору. Полтуловища в воздухе у него — так высоко он держит голову. Летит как стрела, с воем.
А первый дракон повернулся и у тушин помощи просит. Потом и он ощерился, поднял голову и ринулся на врага. За ним пошли и тушины.
Схватились драконы, борются насмерть. Вышедший из озера дракон силу берет, теснит другого. Вот-вот убьет его! Сказал тут Мекобаури тушинам:
— А ну, тушины, нашему дракону трудно приходится, не дадим его убить, ударим нашими мечами. Схватились тушины за мечи и напали на вышедшего из озера дракона, отсекли ему хвост. Тут и их дракон помог, и убили они большого дракона.
Потом победивший дракой снова подал им знак: за мной, мол, идите. Пришли они к глубокой норе, где большого дракона детеныши, оказывается, были. Перебил их меньший дракон. Потом из той же норы достал он ружье буча3, франкский меч и различные доспехи. Роздал он их тушинам и вывел их па дорогу. То ружье из драконовой норы и сейчас по ту сторону гор, в селении Гуро4, находится. Тот франкский меч тоже у хевсурского героя Мамуки Калундаури5 был. Потом, как убили его тушины, тогда и забрали его обратно.

С тушинами на охоте какое дело случилось?
Скрылось, Мекобаури, с глаз твоих солнце.
Спустились они по тропе драконьей, думали —
то след сорвавшегося дерева...
Дракон лег мостом через реку, идут по нему тушины.
Дракон с драконом бой ведет по божьему велению.
Франкский меч Мекобаури надвое рассекает дракона.

------------------------------
№ 66. Зап. В. Габури в 1914 г. в Хевсурети.
Опубл.:  Шанидзе, стр. 397—398' (стихи  приводятся   по вари ту «В»). Там же приведен ряд вариантов, как песенных, так и прозаичес (стр. 395—398). Согласно одному из них, дракон преподносит в дар Мек баури кольчугу, исторгнутую им из пасти.
1 Т у ш и н ы — жители одной из горных областей Восточной Грузии Тушети.
2 М е к о б а у р и — герой из Тушети. С его именем связан болын цикл героических песен и преданий.
3 Б у ч а — громкое, хорошее.
4 Г у р о — село в Хевсурети.
5 М а м у к а  К а л у н д а у р и — герой цикла героических песен и преданий в Хевсурети.
Записан

Цвет яблони. Пчела.
Огромный пёс лизнул котёнка.
ДраконРассвета

Автор
Дракон
Азеркин



маг-исследователь

Сообщений: 4 487


Offline Offline

« Ответ #2 : 27 Март 2012, 21:36:40 »
Проголосовал ПРОТИВ. 0 Проголосовал ЗА.

67. Живая кольчуга

На охоту пошел Торгва1. В одном месте провалился он в ледяную трещину. Там дракон находился, оказывается, и упал Торгва ему на спину. От холода и голода погибал Торгва. Жалел его дракон, доставал свой драгоценный камень и давал ему полизать. И грел он его, и кормил. Побратимами они стали. Тот дракон подарил Торгве кольчугу боевую — бегтари. Такое имела она свойство: там, где приходился на нее удар меча, попадала пуля или стрела, все петли кольчуги собирались, скапливались в одном месте, и никакое оружие не могло поразить ее владельца.
Но в конце концов улетела кольчуга. И погиб Торгва от стрелы пшава Чоты. Красным цветом окрасилась десница Торгвы...
Говорят и так, что, собираясь в одном месте, железные петли кольчуги отбрасывали пулю обратно. Ни днем, ни ночью не снимал кольчуги Торгва, и враг никогда не победил бы его, если бы не несчастный случай.
Однажды купался Торгва в теплом источнике. Во время купания река унесла лежавшую на берегу кольчугу, и кровник убил его.

Спускались по Андаки2 восемь охотников.
Торгва спускался также — олень в весеннюю пору.
Грустно шагает он, видны на лице следы слез.
— Кольчугу куда ты дел, Торгва, побратимом дареную?
— На охоту пошел я, выслеживал дичь.
Спустился в Арчило, набрел на теплый источник3,
Спустился купаться, сбросил кольчугу.
Тогда и потерял я ее, не усмотрел за проклятой.
Так поплыла кольчуга моя, словно волны реки.
Послал я погоню за ней, но нигде следов не нашли ее.
Иду я оттуда. Что же было делать? Оттого и следы слез
на лице у меня.

--------------------------
№ 67. Зап. Т. Разикашвили.
Опубл.: Шанидзе, стр. 351 (стихи приводятся по варианту «3»). После слов: «говорят и так» текст предания взят из другого варианта (Шанидзе, стр. 352).
1 Т о р г в а (Т о р г в а й) — известный герой хевсурских героических песен и преданий. В них сведения о Торгва — современнике царя Ираклия II, выдвинувшемся благодаря личным заслугам и связям с царским двором и начавшем притеснять своих соплеменников,— переплетаются с древним мифологическим преданием о живой кольчуге. Кольчуга эта, приобретенная героем чудесным образом, обеспечивала ему неуязвимость, но по недосмотру была утеряна подобно траве бессмертия, утерянной Гильгамешем во время сна.
Этот сюжет встречается и в цикле, связанном с именем другого героя — Мамуки Калундаури (см. № 144).
В некоторых вариантах рождение Торгва сопровождается чудесными знамениями: из земли вырываются снопы искр и клубы нефти. «На лопатке у него был знак креста, справа — изображение солнца, слева—подкова луны...» (Шанидзе, №144).
2 А н д а к и — местность в Хевсурети.
3 В местности Арчило действительно бьет теплый источник, называемый «источником Торгва».

Записан

Цвет яблони. Пчела.
Огромный пёс лизнул котёнка.
ДраконРассвета

Автор
Дракон
Азеркин



маг-исследователь

Сообщений: 4 487


Offline Offline

« Ответ #3 : 27 Март 2012, 21:50:50 »
Проголосовал ПРОТИВ. 0 Проголосовал ЗА.

69. Шубнури

Шубнури1 является в виде змеи. Из Тушети привели его. Из Тушети пришел один татарин. Повстречались, оказывается, с ним на горе ликокские2 пастухи и надумали его убить. Взмолился он: «Дзима, не убивай!» «Дзима» сказал он вместо грузинского «дзма» 3, так как плохо говорил по-грузински. Все же раз успел он назвать их братьями. Взяли они его с собой и выделили ему место поодаль от села. Поселился он там. Полюбил хевсурскую женщину, и имела она от него сына. Невзлюбили их другие хевсуры и не пускали их к себе.
Тогда большим было село Шубани, до шестидесяти дымов. То село особенно притесняло «дзиму». Не давали ему покоя совсем. Ту полюбившуюся ему хевсурку он в жены взял и имел с ней сыновей девять. Прозвали их Дзимаисдзе4. И были они самолюбивыми и храбрыми юношами. Пока подрастали сыны у «дзимы», сильно его притесняли. Решил он пойти и в помощь от врагов привести из Тушети Шубанского джвари, побратима Копалы. Пошел он, принес оттуда серебряный кубок и тайком положил его в доме своих притеснителей в землю. Их было три брата. После того как зарыт был в землю кубок, в доме посреди очага вырос ясень. Братья срубили его и выбросили. На второе утро вновь вырос ясень, и вновь его срубили. В третий раз из земли вышла вместе с ним змея и обвилась вокруг дерева. Почувствовали, что тут что-то неладно, и оставили все дом. Одного брата звали Чалхи. Засыпал он жару в дом и сжег его. Сам же, зажегши огонь, сей¬час же ушел оттуда. Когда отошел он далеко, оглянулся: хотел взглянуть на огонь. Оглянулся, а в это время искра, вылетевшая из огня, попала ему в нос. Почувствовав жжение в носу, схватился он за него рукой. Нос отвалился, упал на землю и остался Чалхи без носа.
С тех пор выселились из Шубани все шестьдесят дымов, и расположился там Шубнурис джвари. (Шубнури является и в виде гончей и в виде змеи.) И сейчас владеет он тем местом. Иногда ту змею видят. Однажды шел, оказывается, Квирика Ликокели, житель села Карцеулта, и увидел в конце Квате (то название местности) лежащую змею, очень большую. Большие глаза у нее были, и осматривала она Квате. Квирика, оказывается, бросил в нее три камня. Попали все три, но она и не шелохнулась и продолжала оглядывать Квате.
Квирика перестал кидать камни и пошел домой. Не прошло и недели, как трое детей умерло у Квирики — два сына и дочь. Хевсуры приписали это камням, брошенным в змею6. Теперь ликокцы каждую змею принимают за шубанскую святыню, не убивают их, и они там расплодились очень сильно. Та змея, будто бы, в год один раз, весною, проползает мимо ликокской реки. Осмотрит там Копаловы владения и пройдет до того места, где ликокские воды впадают в большую Арагви. Потом вернется обратно по воде в свои шубанские земли.
Шубнури повинуется Копале и всем его слугам. Если где-либо какой ликокский житель попадет в беду,— или Шубнури он призовет или Каратского джвари. Они сейчас же распорядятся: либо мцевари — гончую пошлют ему в помощь, либо «змееподобного»6.

---------------------
№ 69. Зап. Т. Очиаури в Хевсурети. Опубл.: Очиаури, стр. 108—112.

1 Шубнури, Шубанский джвари — одно из общинно-племенных божеств горцев Восточной Грузии (см. прим. 2 к № 45). Божество Шубнури, согласно данному преданию, не хевсурского происхождения.
2 Л и к о к и — село в Хевсурети.
3 Д з м а — по-грузински «брат».
4 Д з и м а и с д з е — сыны Дзима.
5 Квирика подобно охотнику Беткену, Иване Квацихели и др. нарушил табу, осмелившись поднять руку на зооморфное божество. Весьма интересно, что Шубнурис джвари может являть свою волю людям то посредством мцевари — божественной собаки, то змеи.
6 Божество называется не просто змеей — гвели, а гвелиспери, т. е. «змееподобным» (как мцевари, так и гвелиспери являлись духами — помощниками астральных божеств, посылаемыми ими с целью покарать или, наоборот, оказать помощь их верным слугам (Бардавелидзе, стр. 29—30). Как указывает исследователь Т. Очиаури, мотив произраста¬ния ясеня и появления на нем змеи связан с культом дерева и встречается в хевсурских мифологических преданиях в связи с различными божествами (например, Гуданис-джвари); появление змеи на ясене всегда является признаком гнева божества (Очиаури, стр. 108—112).

Записан

Цвет яблони. Пчела.
Огромный пёс лизнул котёнка.
ДраконРассвета

Автор
Дракон
Азеркин



маг-исследователь

Сообщений: 4 487


Offline Offline

« Ответ #4 : 27 Март 2012, 22:24:40 »
Проголосовал ПРОТИВ. 0 Проголосовал ЗА.

78. Озеро Эрцо и дракон

Там, где сейчас на Эрцо1 отстроились села, раньше, говорят, было озеро. Гнездился там дракон, и это озеро было его владением. Не хватило дракону пищи, и тогда выполз он на сушу, стал опустошать стада окрестных деревень. Случалось, что, не находя скотины, нападал он и на людей.
Обнищали села, опечалился народ. Все боялись водяного чудища, но убить его не решался никто.
А дракон по-прежнему похищал по десять и двадцать голов скотины и в злобе нападал и на людей.
Разорено было все население. Кто плакал о своем дитяти, кто оплакивал потерю отца, кто — матери или жены, и горестное смятение охватило всех.
Далеко от озера находилось одно хати — сильнейшее из сильных. Прославлено было имя святыни. Звали хати именем Креста Троицы святого Георгия. Много добрых дел совершало хати. Многие слепые прозрели, а калеки стали ходить его милостью.
По сто и двести быков приносилось в жертву хати. Часть скота резали, а часть оставалась впрок.
Среди священных быков один отличался своей необыкновенной силой. «Острия рогов у него из алмаза»,— говорили в народе. И впрямь, в лучах солнца, подобно алмазам, искри-лись его рога.
По божьему ли то делалось повелению, но каждую ночь бык оставлял свое стадо, направляясь к горе Шевардени, и тринадцать раз раздавался его рев по всей округе. Тринадцать раз повторяло эхо в окрестных селах его рев и терялось вдали.
В ответ на рев священного быка тринадцать раз кричал дракон и несся к горе Шевардени.
В первую ночь боролись они до утра. Не смог дракон справиться с быком, но и бык не сумел его победить. На рассвете расстались они. Так было и в следующие дни. Дракон возвращался вновь в свое озеро, а бык приходил в ограду церкви усталый и покрытый пеной.
— Что происходит с этим непутевым, почему покрыт он потом и пеной? — удивлялся пастух.
Девять ночей боролся бык с драконом и на девятый день побил его: поддел алмазными рогами и вспорол ему брюхо.
Испугался дракон, повернул на восток. Там, где воды реки Адзеба вливаются в реку Иори, стояла тогда высокая гора. Двинул ее головой дракон и обрушил. Обрушил и ушел. Пошел вслед за пролившимися туда водами Иори и укрылся в Каспийском море.
За драконом пошли и воды озера, и высохло оно совсем. Текут там лишь воды реки Адзеба. Извилисто ее русло, и говорят теперь, что так извивался дракон, спасаясь от быка, и русло реки идет по его следу.
Так осушились эти места. Лишь кое-где оставшаяся вода образовала болота. На суше выросли села, и зовут эту местность Эрцо, что значит «Качнулось», как качнулись воды озера, устремившиеся вслед за драконом.

---------------------------------
№ 78. Зап. В. Бецуклишвили в 1934 г. в с. Магранети Тианетского р-на. ФАИ, № 21464.

1Э р ц о — местность, где находится высокогорное озеро того же названия.
Эта легенда известна в нескольких вариантах. Вот один из них: «От старых людей слышал я, что церковь Сакдриони стоит с незапамятных времен, и деды наших стариков не запомнят времен ее постройки. Наши поля, места, где стоят сейчас наши дома,— все было покрыто озером. Все Эрцо — дно бывшего большого озера. Было то озеро создано драконом. Каждый день подползал он к морю, надувался водой и потом сливал ее здесь. Озеро постепенно росло. Грозило оно потопом жителям окрестных гор. Разве посмел бы кто-нибудь сразиться с драконом? И вот, у одного человека был, оказывается, молодой бычок. Рога у него были острые как нож. В один прекрасный день удрал тот бычок, сразился с драконом и вспорол ему брюхо. Только хвост от него остался. Этот хвост и есть наша река, наша Иори; и сейчас неустанно льются ее воды. Тот бык изображен был за это в церкви...» (Зап. Н. Шаманадзе в 1961 г. в с. Сакдриони Тианетского р-на; сказитель Г. Рухиашвили.)
Дракон в озере — см. Th ВН.3.1.1; дракон, устраивающий потоп, — см. ТН В11.7.1.1.


Добавлено спустя 7 мин.

79. Озеро и змей

Здесь есть озеро, в котором, по преданию, жил некогда змей. Однажды он похитил девушку и поселил ее у себя, стал с нею жить и пришелся ей по сердцу. Змей увлек ее в озеро в то время, когда родители хотели выдать ее за нелюбимого человека. Долго брат искал сестру и наконец нашел ее на берегу того же озера, уже забеременевшую от змея, и привел ее домой. Змей при расставании с возлюбленной дал ей три золотых, которые затем были повешены на крест местной церкви. В ясную погоду эти золотые можно было видеть издалека. Но напали турки и унесли в числе прочего те три золотых.

----------------------------
№ 79. Зап. в с. Никорцминда (Рача). Опубл.: Тепцов, стр.255.
Записан

Цвет яблони. Пчела.
Огромный пёс лизнул котёнка.
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  


* Форум Гнезда - Информационный центр
Последние сообщения
Последние сообщения
DR2020 Re: Фильмы, которые хотелось бы
Тема : Фильмы, которые хотелось бы
Фильмотека дракона 21 Апрель 2024, 02:04:51
DR2020 Re: Дева и дракон
Тема : Дева и дракон
Фильмотека дракона 21 Апрель 2024, 01:20:29
Crank Re: Новости мира кино
Тема : Новости мира кино
Фильмотека дракона 10 Апрель 2024, 15:15:37
Shurik Re: Winged class hero (первая часть)
Тема : Winged class hero (первая часть)
Библиотека дракона 21 Март 2024, 17:53:36
Shurik Re: Здравствуйте, я новенький
Тема : Здравствуйте, я новенький
Для новичков 21 Март 2024, 17:43:47
Knuckles Re: Поздравления
Тема : Поздравления
Флейм ;) 02 Январь 2024, 13:01:32
DR2020 инструкция про дракона с принцессой в башне
Тема : инструкция про дракона с принцессой в башне
Творчество 30 Декабрь 2023, 12:39:56
mylikefish Re: Десерты из дракона
Тема : Десерты из дракона
Архив 16 Ноябрь 2023, 23:52:06
Рокот Re: Туи Сазерленд и ее Драконья Сага
Тема : Туи Сазерленд и ее Драконья Сага
Библиотека дракона 02 Ноябрь 2023, 22:18:29
Netestraz Re: Книга "Жизнь с нуля". Нетестраз
Тема : Книга "Жизнь с нуля". Нетестраз
Творчество 14 Октябрь 2023, 19:20:24