(оригинал:
http://rf.com.ua/article/639;jsessionid=317D413CDBA8D2E3DB15462C4341EFD8 )
СПЕТЬ С ДРАКОНАМИВладимир Пузий Кэрол Берг. Песня зверя. — СПб.: Азбука-классика, 2005. — 480 с. — Тираж 5 000 экз. — (серия «Gold collection») Казалось бы, что может быть банальней: всадники на драконах, певец, посвятивший свою жизнь богу, таинственное обвинение, из-за которого герой оказывается в тюрьме?.. Все эти кирпичики уже не раз ложились в фундамент фэнтези-эпопей, и в итоге росли, множились книги-небоскребы типовой постройки. Но сотни раз использованные элементы мира или сюжета у талантливого автора способны стать частью весьма незаурядной книги — и роман Кэрол Берг «Песня зверя» (2003) ярчайшее тому подтверждение.
На счету этой писательницы не так уж много произведений. Трилогия «Рай-Кирах» («Превращение» (2000), «Разоблачение» (2001), «Возрождение» (2002) ) уже известна отечественному читателю: она выходила в серии «Классика фэнтези» издательства «Азбука». Та же «Азбука» открыла новую крупноформатную серию со «скромным» названием «Gold collection» несколькими томами разных авторов, в том числе — внецикловой «Песней зверя». Ну а новую тетралогию К.Берг, «Мост д`Арно», выпустит уже «ЭКСМО», причем первый том, «Сын Авонара» (2004), — совсем скоро.
Вообще-то издание в коллекционной серии, среди таких проверенных хитов, как «Пропавший легион» Тертлдава и «Орден манускрипта» Уильямса, романа нового вызывало некоторое недоумение. Но все вопросы исчезли, как только «Песня зверя» была прочитана.
Кэрол Берг ухитрилась сделать то самое «невозможное»: написать хорошую, умную, живую книгу фэнтези, использовав довольно стандартный антураж. Изображенный ею мир — условное средневековье, где правят семь богов, покровительствующих любви, музыке, мудрости и т.п. Здесь нет эльфов или гномов, из волшебных существ — лишь драконы, огромные огнедышащие животные, которые являются главным оружием королевств. Драконами управляют только при помощи специальных камней-кровавиков, ими обладает особая каста — Всадники, люди грубые, лишенные высоких душевных порывов и благородных помыслов. Впрочем, и работа с драконом к оным не располагает: эти животные создают массу неудобств, требуют огромного количества еды, оглушительно ревут и т.п. Даже странно, что юный Эйдан Мак-Аллистер, талантливейший певец и музыкант, увлекся этими тварями. Во время своих странствий он всегда старался останавливаться поближе к лагерю с драконами — и те, именно когда Эйдан был рядом, жутко волновались...
Но еще больше взволновался, узнав о таком раскладе, кто-то другой. Во всяком случае, Эйдана сперва предупредили, мол, не смей приближаться к драконам, а после, когда он — разумеется! — нарушил запрет, упекли в тюрьму. И не на год, не на два — но до тех пор, пока Эйдан не проведет семь лет без единого звука. Для певца, с которым говорил сам бог музыки, это намного хуже, чем смерть. Десять лет Эйдан борется с отчаянием и болью, но в конце концов сдается — и лишь через семнадцать лет его выпускают на волю, искалеченного, полумертвого физически и совершенно мертвого психологически. Мак-Аллистеру предстоит найти разгадку случившегося, а ведь за ним очень скоро начинают охоту!..
Кэрол Берг смешивает в удачных пропорциях основные составляющие хорошей фэнтезийной книги. Ее герои и мир — действительно живые, пейзажи буквально возникают перед глазами читающего, сюжет развивается весьма динамично, без лишних длиннот, так что оторваться от книги невозможно. При этом интрига разворачивается в двух плоскостях: собственно событийная (кто заточил Эйдана, как Эйдан связан с драконами и т.п.) и психологическая. Последняя в фэнтези зачастую опускается или решается на уровне сочинений школьников третьего класса: герой терзается сомненьями, осилит ли он почетную роль спасителя вселенной. В случае же с «Песней зверя» все совсем по-другому. Эйдан проходит длинный путь: от наивного юноши, «золотого мальчика», которому судьба никогда не отказывала ни в чем, до обезличенного ходячего мертвеца, от человека без цели и без сердца — до одержимого желанием понять, что же происходит, от изгоя и душевного калеки — до...
Впрочем, здесь мы остановимся, дабы не лишать читателя удовольствия самому узнать, чем и как закончился роман. Добавим, что повествование К. Берг ведет от лица нескольких персонажей, в основном — Эйдана и Лары, строптивой Всадницы, лишенной возможности летать, но бредящей о полете. Это — два разных характера, разных мировоззрения, но у Берг оба получаются на редкость убедительными и, не взирая на все их недостатки, привлекательными.
Кстати, «Песня зверя» далека от романтической прозы: в ней есть довольно жесткие сцены, однако при всем этом обвинить книгу в чернушности нельзя. Да и «суровая проза жизни» там уравновешена человечностью главных героев.
Отдельное спасибо следует сказать Анастасии Бродоцкой, которая сделала качественный перевод, в том числе и стихотворений. Вообще издатели постарались: на обложке книги картина с англоязычного издания, внутри — иллюстрации, перед каждой главой — вставка с драконом и т.д. К сожалению, иллюстрации эти не всегда удачные (скажем, изуродованное лицо Лары на картинках выглядит вполне обычным) и, к сожалению, бумага в книге отнюдь не самого высокого качества. Но во всем остальном «Песня зверя» — весьма и весьма достойно изданный весьма и весьма достойный роман.
-----------
Статью перепечатал Драко.
P.S. Кто-нибудь читал? Очередная мясорубка или имеет смысл поискать? ("Имеет смысл" = "Драконы разумные и их не истребляют")