Возвращаясь к пердновогодним обещаниям:) Тем более что
рыцари праздники закончились.
Сначала по последним текстам:
>А как быть с нашими драконами-горынычами? Ведь с ними богатыри не только рубились, но и общались.
Да и европейские порой общались. Правда там много с чем общались. Горыныч он во многом типичный хтоник перешедший в культурно-эпическую эпоху с увеличением исторической доли в метафоричности.. Перешедший из изначальной тройки - Горыня, Усыня и Дубыня. Причем второй так же встречается ввиде дракона.
"Горыня, Дубыня и Усыня, три богатыря-великана русских сказок. Они обладают сверхчеловеческой и одновременно нечеловеческой силой, которая приводит к нарушению естественного природного порядка, затрудняющего действия главного героя. Горыня (Горыныч, Вертогор, Вернигора) захватывает целую гору, несет в лог и верстает дорогу, или на мизинце гору качает, горы сворачивает. Дубыня (Дубынеч, Вертодуб, Вернидуб, великодуб и т.п., а так же Дугиня, который любое дерево "в дугу согнет") "дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет". Усыня (Усынеч,Усынка) "спёр реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает", "одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут" и т.п. Эти богатыри не духи-покровители соответствующих объектов (гора, дуб, река), а нарушители их естественных функций. они срывают горы, вырывают дубы, запирают течение рек. Антропоморфические черты этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими. гора, дубы (лес) и река (вода) являются местом их обитания. Г. связывается с горой как препятствием на пути, помехой, нарушающей ровность воздвижением вверх. Д. (связанный с дубом в силу народно-этимологического осмысления) мог быть некогда связан с другими нарушениями ровности, порядка - с провалом на пути, помехой, находящейся внизу и так же как и в случае с Г. относящейся к земле (куда он запихивает дуб). Имя У. также должно быть расценено, как результат народно-этимологического переосмысления. Поскольку слово "усы" является метонимическим переносом названия плеча (ус из индо-евр. *oms-), У. сопоставим с образом дракона или змея своими "плечами" запруживающего реку. Змеиная натура У. непосредственно проявляется и в сказке, где У. - "птица Усыня змей о 12 головах" ("сам с ноготь, борода с локоть, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат" - ср. мотив ширины плеч). Иногда упоминается булава или дубина У. при том, что этим оружием громовержец Перун поражает Змея. Таким образом прототипами трех богатырей можно считать хтонических чудищ, олицетворяющих костные и разрушительные силы нижнего мира - земли, воды и т.п.
Следы отрицательных характеристик этих персонажей, которые в русской сказке выступают, скорее, как положительные спутники-помощники главного героя, обнаруживаются в мотиве "слабости" их по сравнению с главным героем и особенно в мотиве предательства. Первый из этих мотивов встречается в эпизоде с Бабой-Ягой: когда один из богатырей остается в избушке, чтобы приготовить пищу для ушедших на охоту товарищей, является Баба-яга избивает богатыря и вырезает ремень из его спины; только главный герой выдерживает испытание, побеждая Бабу-Ягу. Преследуя Бабу-Ягу, богатыри вместе с главным героем приходят к норе (отверстию, пещере), герой спускается в подземное царство (или три подземных царства), добывает для богатырей невест - царевен этого царства, которых вытаскивают на веревке на землю; когда же пытается выбраться наружу главный герой, один из богатырей обрубает веревку. В финале сказки герой убивает Г., У., Д.. Характерно что имя героя так же связано с природной сферой - или животной (Ивашка-Медведко), или растительной (Сосна-богатырь).
Чаще всего Г.,Д. и У. выступают вместе, образуя законченную триаду. Эта триадическая система (вероятно поздняя) отразилась затем в образах трех эпических богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича (характерно, что своим именем Добрыня напоминает Д., а мотив змееборчества Добрыни и его связи с рекой-водой отсылает к образу У.). Святогор с его косной, не находящей применения силой оказывается в генетическом плане сродни Г. (ИМ в сюжете с участием Святогора оказывается аналогом главного героя сказки). Г. близок и другой эпический персонаж - Змей Горыныч, в свою очередь связанный и с Огненным Змеем. Эта связь дает возможность видеть для определенного периода в именах Г. и Горыныча отражение корня "гореть" (огонь), а не "гора". В таком случае не исключено, что триаде Г., Д. и У. на более раннем этапе развития соответствовала трехчленная "змеиная" группа - Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод. Сказки о Д., Г. и У. могут расцениваться так же как отражение архаичного мифа о поединке со Змеем (или трехголовым Змеем) или тремя Змеями." (с)
"Змей Горыныч, в русских былинах и сказках представитель злого начала, дракон с 3,6,9 или 12 головами. Связан с огнем и водой, летает по небу, но одновременно соотносится и с низом - с рекой, норой, пещерой, где у него спрятаны богатства, похищенная царевна (или три царевны), знатная невеста, "русские полоны"; там же находится и многочисленное потомство З.Г. - "змееныши" (впрочем они часто бывают и "во чистом поле", где их "потаптывает" своим конем эпический герой). З.Г. не всегда четко отличим от других сходных образов - Змей Тугарин, Змиулан, Огненный Змей, просто Змей и т.п. В былинах З.Г. ("люта змея" и т.п.) обычно появляется в сюжете "Добрыня и Змей", в двух его кульминационных точках: первый раз когда Добрыня Никитич купается в Пучай-реке, и второй раз, когда тот же богатырь спускается в норы З.Г. и освобождает племянницу князя Владимира Забаву Путятишну. Появление З.Г. сопровождается грозным шумом, как "дождь дождит" и "гром гремит". Основное оружие З.Г. огонь. Добрыня ухитряется нанести З.г, сокрушительный удар "шапкой (шляпой) греческой земли". З.Г. пал на сыру землю и взмолился к Добрыне о пощаде, предлагая написать "велики записи немалые" не съезжаться в чистом поле и не устраивать кровопролития. Добрыня соглашается и отпускает З.Г. на свободу. Возвращаясь к себе и пролетая над Киевом, З.Г., однако, нарушает "записи" и похищает Забаву Путятишну, спрятав ее в своих норах. Князь Владимир посылает Добрыню освободить свою племянницу. По пути, в чистом поле, Добрыня "притоптал" "много множество змеенышей". Откинув жлзные подпоры и отодвинув медные запоры, он спускается в змеиные норы и прежде всего освобождает "Полоны": князей и бояр, русских могучих богатырей. После этого он выводит из нор от З.Г. Забаву Путятишну. З.Г. обвиняет Добрыню в нарушении "записей" и уничтожении "змеенышей", вторжении "в норы змеиные" и не соглашается отдать Забаву "без бою, без драки, кровопролития". Но второй поединок не состоялся: Добрыня указал, что первое нарушение "записей" было делом З.Г.
В сказках со З.Г. связан ряд мотивов: З.Г. полюбился царевне; он учит ее извести брата-царевича, но гибнет, будучи разорванным "охотой" Ивана-царевича; в другом сюжете З.Г. служит поваром у Ивана - купеческого сына, обольщает его жену Елену Прекрасную, изводит с нею Ивана - купеческого сына, но погибает. В народной низшей мифологии З.Г. так же хорошо известен: особую опасность он представляет для женщин, вступая с ними в связь.
Имя З.Г. отсылает к образу Огненного Змея, известного как в славянской (ср. сербский Змей Огненный Волк), так и в иных традициях (ср. иранский Ажи Дахака, букв. - "Змей Горыныч"; Горыныч как Горыня, баба Горынка и др. от глагола "гореть" и лишь вторично от "гора"; иногда появляется мотив З.Г. на горе)" (с)
Прошу прощения, что много текста, но цитировать так все. Хотя если вы комплит мой по драконам в мифологии прочли, то текст оный вам знаком.
К тому же я бы все-таки отделял наши (хммм) средние века от европейских. Христианство на Руси и сопредельных землях оно становилось довольно мучительно и долго. Потому и ряд черт возник позднее. У негроидов вон до сих пор не везде от хтонических даже к культурным мифам перешли:)
>А Пифон, кстати, тоже не бесталанный. Апполон получил дар предвидения от него.
Пифон он бесталанный. Потому как мертвый. Ибо если быть точным, то речь вести правильно скорее о Дельфинии.
"
Дельфиний, в греческой мифологии чудовище: 1) дракон, охранявший в Дельфах священный источник у прорицалища. Ему был отдан на воспитание Тифон - порождение земли (Hymn. Hom. II 122-128). Д. был убит Аполлоном, после чего получил имя Пифон (букв. "гниющий"), т.к. лучи солнца превратили его тело в прах. В этом мифе соединение двух хтонических образов - более древнего Д. и Пифона, которые уступили оракул новому олимпийскому богу Аполлону. 2)дракон - полуженщина-полузмей, которому Тифон отдал нахранения сухожилия, вырезанные у Зевса во время поединка. Обессиленный Зевс был заключен Тифоном в Корикийской пещере (Киликия); там Д. стерег Зевса и эти сухожилия. Выкрав сухожилия Гермес и Пан излечили Зевса (Apollod. I 6,3). Этот миф относится к эпохе становления классической олимпийской мифологии в её борьбе с хтонизмом."
>Ну, да. Типа птерозавра какого-нибудь...
Я к тому, что далеко не каждый дракон покрыт обязательно чешуей. Хотя это достаточно характерно (так как в качестве химерического образа одной из частей является змея или ящер(ица) частенько).
>И кто знает, может, почтенные пращуры американцев приняли за чешую какое-то своебразное покрытие летательного аппарата...
Более того - одежду. Итого придем к тому, что там были не серпентоиды в чешуе, а кто угодно в транспорте. Тем более, что есть вполне доказанные моменты когда дракон/змей в сказаниях это армия на марше (оно действительно похоже). Отсюда и огонь, разрушение, полон и герой победитель. Более того, как извсетно, в том же азиатском регионе (средняя азия правда скорее) есть т.с. герои и злыдни с вполне реальными историческими прототипами.
Так же как известно насколько демонизировались (а иногда и демонизируются) реальные личности. Сашка Македонский, который рогатый и несчастный Ода Нобунага, которому чего только не приписывают (нефиг монахов было жечь пачками, пусть и за дело).
Ну а теперь по плюсам пробежимся:)
>Наличие контактов человека с серпентоидами в мифологиях. Контакты можно разделить на позитивные - помощь, "обучение", сотрудничество; и негативные - противостояние, непосредственное вредительство человеку.
Слабенький плюс. Придется признать наличие целой кучи всего. От птиц (по распространенности оно драконам не уступет, если не превзойдет, т.к. сравнительный образ он тоже распространен) до пауков, львов и коней. Я уже молчу про антропоморфных всяких товарищей. Тот же бог-громовник он по понятным причинам образ весьма распространенный.
Контакты, как водится особенно в отношении хтоников они всегда делятся на эти два класса:) Природасс.
>Библейский сюжет о Змее-искусителе, наделённом мудростью более других существ. Конечно, это может быть просто образ зла. Но тогда вопрос - почему в качестве зла выбирается именно Змей? Благодаря этому персонажу люди получают доступ к ранее запретной для них информации. За что следует наказание не только людям, но и Змею, у которого меняется способ передвижения.
Ну насчет наделенного мудростью это крайне спорный вопрос:) Особенно более других существ. Там сказано так:
"Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь" (с) русский источник
"Now the serpent was more subtil than any beast of the field which the LORD God had made" (с) английский
Боюсь что латынь и т.д. может не запоститься. Речь идет именно коварстве.
Там кстати интересный момент вообще с наказанием. Ибо ранее говорится о гадах. именно что ползающих:) И указание что до этого он передвигался иначе тоже нет.
Почему? Думаю надо искать в первоисточнике библейских сказаний, даже в предиудейских. Причем там как раз змеи, особенно ядовитые, это достаточно частое явление.
>Индийские мифы о Нагах. Примечательно также, что змеиный праздник отмечается в Индии по сей день. А также наличие "змеиных" храмов в Юго-Восточной Азии.
Ну в Индии много чего по сей день. Как и вообще в Азии или той же Африке:) Там до сих пор приносят ради дождя жертвы, носят амулеты от молнии и прочее. Речь скорее о картине мира созданной в голове (в т.ч. что нет ничего без причины и кого-то кто управляет:)), чем о серпентойдах, которые управляют дождями.
>Наличие в китайских мифах не только "тупых и злобных" драконов, но и вполне разумных и доброжелательных к человеку.
Дождь он может устроить наваднение, а тайфун (дракон) разрушить многое. При этом разлив реки (опять таки дракон) дает плодородную землю, а она сама рыбу. Это нормально:)
>Бажовские истории. Легенда о Хозяйке Медной Горы (одним из обликов которой является ящерица); легенда о Голубой Змейке; легенда о Великом Полозе. Также примечательно, что все указанные персонажи не только разумны, но и обладают какими-то знаниями, умениями, которые передаются людям (но не выносятся в мир людей), и воспитывают людей нравственно.
Тык кто в горах живет или на что похоже, того и образ. Человеческий мозг он славиться ассоциативностью мышления. Вот у охотников есть всякие поверья про оленей, которые способны вывести из леса или показать сокровища/охотные места. Есть лесовичек-боровичек и т.д. По тому же самому принципу собственно.
Кстати подумайте почему вообще возникают скажем Хозяйки, Повелители и т.д.
>У многих народов серпентоиды и рептилии присутствуют также в качестве родового предка (змеи, черепахи, крокодилы), наряду с другими животными. И нередко обожествляются.
Правильно отмечено - наряду с другими животными. Кто был, того и обожествляли. Антропоморфные боги они во многом по тому же принципу появились:)
>Устоявшаяся поговорка о "мудрости змеи" (или змея). Причём она имеется не только в китайской или индийской традиции, но даже в Библии.
Тут сделаю еврейский ход:) Как по вашему откуда взялась устоявшаяся "мудрость" змеи?
Если исключить серпентойдов?
>Этимологию слова "ящер" некоторые исследователи возводят к слову "щур" - "предок". Но здесь мои познания слабоваты, т.к. я не лингвист и не филолог. Так ли оно на самом деле - не знаю.
Линквистика она страшная штука. Лучше всего оно показано господином Фоменко было:) Если начать подгонять, то тут такого можно наворочать. Как в известном анекдоте. Речь зародилась, когда трое пещерных мужиков по очереди сказали "Ба" "Бу" и "Бы"
А слово "А" вообще означало в лексиконе процентов 30 всех понятий:)
Более того, это п.6. Тотемизация и собственно такое явление, как неназывание своим именем (табу). Потому медведы, ящуры и прочие вполне себе возникали. Правда тогда придется признать что человечество создано толпой фуррей:) ибо лошади, кошки и даже рыбы в предках есть:)
>Находки палеонтологов. Установлено существование в определённый период развития жизни на Земле драконоподобных ящеров.
*улыбнулся* механизм становления их "драконоподобными" я думаю вам понятен не хуже меня? А то можно сказать, что еще найдено очень много видов фениксоподобных птиц:) А еще географы нашли очень много драконоподобных рек;) Метеорологи драконоподобных тайфунов и т.д.
> Археологогические артефакты (камни Ики)
К сожелению слишком мало и все косвенные. Я не о ики, а вообще о находках. Часто трактуемых именно с попыткой найти что-то такое, красочное. Соответствующее мечте. Не прозаичное. Потому вокруг сфинксо-пирамид чего только нет. От мифов и легенд до едва ли не научных работ про Анубисов:) Человеку хочется верить в чудо и необычное всякое. Вполне понимаю.
Но пока увы, каких-то решительных доводов в пользу теории нет. Более того, многие вещи весьма натянуты.
Например бытует мнение о широкой распространенности дракона как символа в Азии:) тем не менее, можно столкнуться с достаточными трудностями, отыскивая легенды, артефакты и т.п. соответствующего вида. И начать яростно беситься в очередной раз сталкиваясь с орхидеями, лягушками, обезьянами, рыбами и прочей фигней. гневно спрашивая, где обещанное засилье драконов-то!