Rivelt
Цирнитра
Легко видеть, что фигурка является комбинацией из двух образов, зооморфного и антропоморфного. На антропоморфной части скорее угадывается, чем виден погрудный скульптурный портрет бородатого мужчины с бусами, на зооморфной различима морда и передняя лапка рептилии. Надпись на изогнутом туловище, переходящем в руку женщины германскими рунами гласит: ZIRNITRA. Под лапкой рептилии видна, однако не вырезанная, а отлитая надпись слоговыми знаками, которую оказалось возможным прочитать. Правда, читается не весь узор, а лишь его верхняя часть, рис. 12-1. Весьма хорошо различимы знаки СЬ и ЛА, остальные скорее угадываются, чем различаются. Третий знак в виде вертикальной палочки чуть толще вверху и тоньше внизу, что мы определяем как И; соседний знак является лигатурой из ВЬ (ВЕ, ВЯ) и НЪ. Кружок и штрих в конце надписи можно принять за лигатуру СЬ и КИ. Тем самым получается слово СЛАЙВЯНЪСЬКИ. Правее размещен похожий на U знак БО, а над ним – небольшой значок ГЪ, что образует слово БОГЪ. Наконец, еще правее и выше отлиты два знака, первый из которых БЕ, а ко второму необходимо пригладяваться, чтобы заметить, что это ЛЪ. Тем самым образуется слово БЕЛЪ. А вся надпись целиком читается так: СЛАЙВЯНЪСЬКИ БЕЛЪБОГЪ, СЛАВЯНСКИЙ БЕЛБОГ.
Интересной особенностью бога Цирнитры является также то, что в руках у мужчины находится нечто вроде копья, а побивает он некого гада. Это похоже с одной стороны, на поражение святым Георгием змея с помощью копья, с другой стороны, на поражение Перуном Велеса в виде гада. Поэтому до некоторой степени данный славянский бог может быть сочтен за бога-борца с нечистью и бога-силача.
На обороте мы видим несколько иную композицию: у рептилии лапка вытянута назад, а место бородатого мужчины заняла женщина, или, точнее, русалка, а копье теперь выглядит, как окончание ее длинного, свернутого в петлю хвоста. Если понимать отдельные части композиции как объемные слоговые знаки, то их можно прочитать. Так, морда рептили вместе с деревом над ней и туловищем образуют знак СИ, само туловище рептилии с предшествующей и последующей частями можно прочитать как ЛЪ, голову и правую руку женщины можно принять за знак НО, изгиб хвоста русалки за знак БО и, наконец, острие хвоста – за ззнак ГЪ. Получаем надпись СИЛЬНОБОГЪ. Кроме того, копье читается КО, а круг – ВА, что образует начало популярной надписи на кованых изделиях, КОВАНЪ. Впрочем НЪ тоже можно заподозрить в теле рептилли как перекладине и двух мачтах рядорм. Возможно, что часть изделия была откована и прикреплена к отлитой части, например, кольцо. Тем самым с точки зрения слоговых надписей Цирнитра является одновременно и СИЛЬНОБОГОМ, побеждая небольшого дракона (представитля подземного мира), и БЕЛБОГОМ, то есть просто богом, в отличие от черных богов, которые позже связывались с подземным миром и представляли собой силы тьмы.
Источник:www.trinitas.ru