Смауг Великолепный
Прикамье
Бляха представляет сложную многофигурную композицию в центре которой помещено сидящее на спине длинного, извивающегося ящера крылатое антропоморфное существо человеколось в окружении лосиных голов и птиц. Ящер имеет короткий хвост и короткие трёхпалые лапы, в его чреве семь рыб. Над антропоморфным существом - кричащие птицы. Композиция обрамлена фризом из голов лосей.
Мастер великолепно скомпоновал многофигурную композицию. Живо передал динамику движений. Ныргындинская бляха как бы иллюстрирует сохранившуюся в удмуртском фольклоре легенду об устройстве вселенной, состоящей из трёх миров: неба, земли, подземного (подводного) мира. Кричащие птицы олицетворяют верхний мир - небо; антропоморфное существо и лоси, символизирующие тотемическое единство человека и зверя, - землю; ящер с рыбами в чреве - подземный мир и водную стихию.
«Нет, их [драконов] костей на территории Прикамья еще не находили. Но зато других находок, связанных с Драконом, было достаточно много. Речь идет об изделиях пермского звериного стиля, на которых очень часто присутствует ящер, он же — дракон. Вообще, это существо очень тесно связано с древней историей коми-пермяцкого края. В мифах оно играет заметную роль в религиозном мировоззрении древнего населения Прикамья, является властителем и хранителем подземного мира. Возможно, появление Дракона в мифологии древних коми связано с совмещением образов таких культовых животных, как волк, медведь и змея, которые, по разумению наших предков, тоже были представителями подземного, потустороннего мира. Не случайно в некоторых финно-пермских говорах слово «медведь» переводится как «чудовище», «дракон».
Однако наш Дракон представлен в изделиях пермского звериного стиля и в мифологии как покровитель плодородия. Люди приносили ему жертвы, моля об удачной охоте и хорошем урожае. Словом, сам Дракон не так уж и страшен. Страшнее драконовские «детки» — чудовищные порождения человеческих пороков.»
Геннадий Селиванов
Из результатов камской археологической экспедиции 1999 года