Страшный, добрый дракон...
На главную страницу
Dragon's Nest. Добро пожаловать в мир драконов
«Один европеец предложил настоятелю буддийского монастыря осушить ближайшее болото, причинявшее монахам много неудобств, тот решительно отказался, мотивируя свой отказ тем, что в таком случае погибнут „насекомые и драконы“, обитающие в этом болоте.»

Соnze E. Buddhism: Its essence and development. N. Y., 1959.
Страшный, добрый дракон...
Страшный, добрый дракон...
Страшный, добрый дракон...
Страшный, добрый дракон...
Страшный, добрый дракон...  Dragon's Nest / Драконы в разных частях света / Восточные драконы /
Страшный, добрый дракон...
Страшный, добрый дракон...
Страшный, добрый дракон...
Страшный, добрый дракон...

Страшный, добрый дракон...

© С. Швецов, ДАО 1/98


Специалисты считают, что в Китае символично буквально все: форма и цвет в национальной живописи «гохуа» и декоративно-прикладном искусстве, элементы орнамента, реальные мифологические животные и растения, металлы и числа полны скрытого смысла, глубокого культурно-исторического подтекста. Но если задаться вопросом, что же является наиболее характерным символом самого Китая, его истории и культуры, то можно с полной уверенностью сказать: дракон.

Каждый, кому довелось побывать в Китае, наверняка обратил внимание на изображения этого «предводителя» мифических животных, наделенного, по народным поверьям, неукротимой мощью, стремительностью и внутренней силой. Его грациозный и свирепый лик можно увидеть в любых магазинах и лавках на изделиях из керамики и фарфора, традиционных лампах-фонарях, прогулочных лодках и воздушных змеях, вырезках из бумаги и лубочных картинах… Искусные народные поделки из глины и камня и дорогие безделушки из нефрита, драгоценных металлов и слоновой кости, картины, каллиграфические свитки и открытки, названия замысловатых изысканных блюд, рассчитанных на гурмана, — всe напоминает о мифическом животном, созданном фантазией народа в глубокой древности и ставшей символом китайской нации, синонимом силы, динамики, добродетели, вечного движения вперед. Многочисленные научные исследования и популярные публикации в китайской печати подчеркивают роль, которую образ дракона столетиями играл в духовной, культурной и даже политической жизни Китая.

Самое раннее изображение дракона из мелких речных раковин обнаружено китайскими археологами в провинции Хунань в культурном слое, относящемся к середине V тысячелетия до нашей эры. Исследователи считают, что прообразом дракона была змея, от которой он унаследовал длинное, извивающееся тело. По народным поверьям, змея, прожив 500 лет, превращается в дракона «цзяо», через тысячу лет — в дракона «лун», у которого еще через 500 лет вырастают рога, а через тысячелетие — крылья, после чего он становиться священным драконом «шень луном», посылающим на Землю дождь, самым главным из всего многочисленного драконьего рода. Считалось, что дракон так же, как и змея, рождается из яйца, зимой впадает в спячку, а весной меняет кожу. Чаще всего дракона наделяли «девятью сходствами»: рога оленя, глаза демона (зайца, креветки), голова лошади (верблюда), шея змеи, когти орла (собаки), лапы тигра, живот лягушки (моллюска, шелковичного червя), чешуя рыбы, уши вола (коровы). Кроме того, считалось, что у него были борода, усы и длинный, как у тигра, хвост и зубастая пасть. Тело дракона от головы до хвоста было покрыто шипами-гребнями, а на голове возвышалась мифическая пятиглавая гора Бошань. Нередко дракон изображался играющим с пламенеющей жемчужиной «хочжу» — средоточием его сверхъестественной силы и магии, часто ассоциировавшейся с громом, солнцем, луной и «знаком Высшего Предела» — «тайцзиту». Чтобы никто не мог выкрасть у него эту жемчужину, дракон, погружаясь в зимнюю спячку, прятал еe в своей бороде. Считалось также, что он слышал не ушами, а рогами да и то был глуховат, поэтому слово «глухой» — «лун», в китайском омонимично слову «дракон».

По народным поверьям, дракон обладал громким голосом, слышным при грозе в раскатах грома, его дыхание выходило из пасти в виде дождевых туч или огня. Он метал молнии и устраивал потопы, мог уменьшаться до размеров шелковичного червя или заполнять своим телом расстояние от Неба до Земли. Он был храбр и неудержим, вдохновлял людей на ратные подвиги. Свирепый и непобедимый, он мог в то же время быть кротким и послушным, находясь в услужении святых и небожителей, которых перевозил на своей могучей спине или в колеснице. Дракон поддерживал Небесные чертоги и охранял их от злых духов. В послужной список дракона входила и перевозка людских душ на Небо, охрана подземных сокровищ. Питаясь ласточками, дракон мог передвигать горы и менять течение рек, быть невидимым и перевоплощаться, слыл богатым, щедрым и неподкупным. В день осеннего равноденствия дракон нырял в пучину, зарывался в ил и погружался в долгий сон. Просыпаясь весной от зимней спячки, дракон своим появлением знаменовал пробуждение сил Земли, которая, оплодотворенная посланными им дождями, давала новую жизнь природе, а людям — обильный урожай. Отсюда ясно, почему дракон, в конечном счете, связывался у древних китайцев с изобилием, процветанием и благоденствием.

Несмотря на свои многочисленные способности, большие и малые обязанности, дракон в Китае всегда ассоциировался главным образом с дождем и вообще с водой. В жизни такой традиционно земледельческой цивилизации, как Китай, мучительно переживавший частые засухи и губительные наводнения, вода и водная стихия, находившиеся в непосредственном ведении дракона, играли исключительно важную роль. Народная фантазия расселила дракона в моря и реки, озера, пруды и болота, и даже в колодцы, откуда он распоряжался водными запасами. В засуху и наводнения взоры всех людей, от императора до простолюдина были обращены к дракону. Только он, по единодушному представлению, мог послать благодатный дождь, приостановить разливы рек или усмирить морскую бурю. Не случайно храмы царя-дракона "Лун-вана" были одними из самих многочисленных в старом Китае.

Важно заметить, что в отличие от западной мифологии, наделившей дракона жестокостью и кровожадностью, китайский дракон был символом добра. По всей видимости, это связано с тем, что дракон в глубокой древности на протяжении многих столетий был предком-тотемом, а затем особо почитаемым и обожествленным животным, перед которым древние люди испытывали благоговейный ужас и трепетное уважение, связывали с ним надежды на перемены к лучшему. Хотя в народной мифологии порой встречаются образы злых драконов, вызывающих беды и чинящих зло, чаще всего он выступает как честное и благородное существо, способное исполнить желание и мечты людей, для спасения которых он иной раз даже нарушает Законы Неба. В китайском языке дракон стал синонимом понятия «лучший». Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций называл не менее великого мудреца Лао-Цзы, основателя даосизма, драконом вознесшимся на Небо, а самого Конфуция после его смерти стали величать «драконом среди людей».

По традиционным китайским представлениям, дракон возглавлял группу «четырех благовещих животных», духов-хранителей сторон света — «сы шэнь», куда, кроме него, входили единорог-цилинь, птица феникс и черепаха. В этой четверке дракон символизировал Восток и Весну.

Хотя в настоящее время дракон «лун» ассоциируется чаще всего с одним мифическим существом, в старом Китае «лун» был обобщающим названием многочисленного и разнообразного «драконьего племени». Невозможно сосчитать, сколько драконов поселила богатая народная фантазия на Земле в Небе, в водной стихии.

У дракона большое разноликое семейство. Среди сыновей чаще всего фигурируют следующие: Цюню — любитель музыки, чьё изображение встречается на музыкальных инструментах; Чивэнь (или Маньвэнь) — зоркий наблюдатель и непоседа, поселившийся на коньках крыш, часто пригвожденный мечом, чтобы не оставил свой пост; Биси — дракон-черепаха, силач и любитель словесности, поддерживавший на своей спине-панцире массивные каменные стелы; Пулао — горластый карлик, восседавший на колоколах в виде ушка; Бихань — однорогий драчун, похожий на тигра, страж Ада, изображавшийся на вратах тюрем; Яйзы — кровожадный и злой монстр, поселившийся на эфесах мечей и рукоятках кинжалов; Чаофэн — чувствовавший приближение опасности и несущий свою вахту под карнизами жилых построек; Бася — любитель воды, изображения которого вырезали на столбиках мостов; Суаньни (или «Золотой Нипа») — питавший слабость к огню, благовониям и проповедям, его изображения можно увидеть на курительницах и пьедесталах Будды в храмах. Одним из сыновей дракона считался и Цзяоту — нелюдимый грубиян, никого не пускавший в дом, поселившийся на воротах с кольцом в зубах.

Древние китайцы искренне верили в существование этого существа. Народные мифы и буддийские легенды наполнены сведениями о драконе, даосские притчи описывают его деяния, упоминания о нем встречаются в древних летописях, серьезных исторических и лингвистических исследованиях, классических книгах и литературных произведениях. Дракон и разнообразные представители драконьего рода являются постоянными и любимыми персонажами традиционного и декоративно-прикладного искусства начиная с незапамятных времен. В стилизованном виде он предстает на бронзовых изделиях эпохи Шан-Чжоу (ІІ — І тысячелетия до н.э.), на светильниках и сосудах периода «Сражающихся царств» (V — ІІІ века до н.э.), на каменных барельефах, печатях, фигурных кирпичах и шелковых свитках династий Цинь и Хань (ІІІ век до н.э. — ІІІ век), позже — на предметах изобразительного искусства, керамике и фарфоре, зеркалах и тканях.

Созданный коллективной фантазией многих поколений китайцев, дракон издавна был тесно связан с духовной жизнью народа и прочно вошел в его культуру, язык, обычаи и обряды. Являясь олицетворением мужского начала, дракон был символом жениха. Изображение дракона и птицы феникс (символ невесты, женского начала) ассоциировалось с новобрачными, со свадебной церемонией. Связывая с сыном-наследником большие надежды, родители желали ему «стать драконом» , имея в виду высокие моральные качества этого животного, и «взлететь на Небо», то есть сделать карьеру. По этой причине в имени сына часто фигурировал иероглиф «лун» — «дракон». Фамилия Лун была почетной и по сей день входит в число ста самых распространенных в стране. С драконом связывали особо одаренных и выдающихся людей, прославивших нацию, «детенышами дракона» называли способных и талантливых людей. Знак «лун» входит в число более семиста топонимов: почти в каждой провинции Китая есть Луншань — «гора Дракона», Лунцюань — «Драконов источник», Лундун — «Пещера дракона», Лунцяо — «Драконов мост». Иероглиф «лун» входит в названия блюд китайской кухни, фруктов, растений, животных, предметов быта. По всей стране известный лунцзинский зеленый чай — «чай драконова колодца» из Ханчжоу, бумага «драконов колокол», лапша «драконовы усы», деликатесное блюдо «схватка дракона с тигром»… Перечисление таких примеров заняло бы целую страницу.

Богатый и образный китайский язык содержит сотни крылатых фраз, пословиц и поговорок, речевых оборотов, включающих понятие «дракон». Выражение «у дракона рождается дракон» означает «у хорошего отца — хороший сын», «убивать дракона» — «бесполезное занятие», напрасную трату времени. О смелом или способным человеке говорят, что ему удалось «схватить дракона», благородный подвиг или энергичный каллиграфический почерк сравнивали с полетом дракона.

Дракон занимает не последнее место в народных обрядах. В глубине веков теряется происхождение танца дракона, который в настоящее время приурочивается к Празднику фонарей — «Юань сяо». Во время этого праздника, отмечаемого 15 числа первого месяца по лунному календарю, танец с многометровым чучелом дракона — один из основных номеров в программе народных гуляний. Гонки на драконовых лодках были известны еще в І тысячелетии до н. э. в период Чжоу. Позже они стали центральным зрелищем мероприятием Праздника лета — «Дуань у», отмечаемого 5 числа пятого месяца по лунному календарю в Центральном и Южном Китае. Длинные лодки-пироги, разукрашенные в виде дракона, управляемые командой по 40-50 человек, сновали по водной глади, олицетворяя стремительность и неудержимость владыки водной стихии.

Начиная с династий Цинь и Хань дракон стал ассоциироваться с императорской властью. Вплоть до падения монархии в 1911 году дракон рассматривался как первопредок императорской фамилии, а сам император получил статус «живого воплощения дракона», «сына Неба». Дракон стал синонимом понятия «императорский». Все предметы обихода, утварь, одежда, посуда, музыкальные инструменты, предназначенные для использования императором и членами его семьи, архитектурные постройки, мебель, предметы искусства во дворце были украшены изображением дракона. Причем только император и императрица имели право носить дракона с пятью когтями. Все остальные члены царствующей семьи, родственники и особо приближенные чиновники получали право пользоваться эмблемой дракона с четырьмя или тремя когтями…