«Бойся не дракона девятиглавого, а человека двуличного.» Морская пословица
|
Семаргл
Семаргл (Симаргл) Огнебог (его функции до сих пор до конца не выяснены). Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Мог оборачиваться священным крылатым псом. Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего его имя было настолько свято (еще бы, ведь этот Бог обитал не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей!), что его старались пореже произносить вслух, заменяя иносказаниями. С Огнем славяне язычники связывали возникновение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь самое первое пламя любви. Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев у Семаргла и Купальницы рождаются дети Кострома и Купала. Примерно в это время и происходит чествование Бога Семаргла. Жертвуют ему предпочтительно огнем, зажигая большие костры.
Фала ти Йогне Боже! Фала ти Ясну Слънце! Чи нагреваешъ на земе та. Пекренував сичка земе... ...Покривашъ е църна магла, та са нишу и гледа.
Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек сын Сварога, по чешским
средневековым источникам. Уже в православное время, по мнению ак.
Б.А.Рыбакова, назван Переплут бог почвы, корней растений, растительной
силы, но никаких оснований для отождествления Переплута и Семаргла нет.
Подобное соотнесение имеет, конечно, определенный сакральный смысл, так как
растения под воздействием солнечного света, как бы пробивали (рог) почву и
выходили к солнцу, но Семаргл с солнцем так же не связан. В средневековье неверно понимался под именем двух богов сразу: «Того ради не подобает хрстiаном игръ безовскых играти, иже ест плясанie, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошiи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници» («Слово о мздоимании» по списку XVI века). Толкование Ръгла как отдельного ящероподобного божества не оправданно. Признавая его, придется доказать, что князь Владимир установил столпы и Сима и Ръгла, тогда как на это нет никаких указаний. Выступал Семаргл и под собственным именем, скажем в Слове некоего христолюбца XIV века: «i огневе Сварожичу молятся, i чесновитокъ богомъ, же его творятъ егда оу кого будетъ пир, тогда же кладутъ в ведра i иъ чаши, и пьютъ о iдолехъ своiхъ, веселяшись не хужьши суть еретиковъ». Семаргла-Сварожича чтили во все те дни, когда народный календарь пестрит приметами о костре и огне. 14 апреля в ритуальном пламени сгорает Марена и вместе с ней Семаргл топит последние снега. 17 сентября Неопалимая Купина, возможно Подага.
В поучениях против язычества имя этого
божества стоит обычно рядом с именем Макоши, «матери урожая». Для
церковников XI-XII вв., да, по всей вероятности, и для всех русских людей
того времени, имя этого божества было уже непонятно, писалось различно, а
иногда даже делилось на две части (Сим и Рыл), что очень понравилось
позднейшим исследователям, которые говорили о двух загадочных богах или же
приходили к пессимистическому выводу об описках, ошибках в написании и о
полной безнадежности расшифровки. Только знаток иранской мифологии и
искусства К. В. Тревер нашла решение загадки, сопоставив русского Симаргла с
иранским Сэнмурвом. Симаргл (может быть, правильнее Семаргл от слова «семя»?)
божество низшего порядка; это священный крылатый пес, охраняющий семена
и посевы. Уже в трипольской росписи встречаются псы, прыгающие и
кувыркающиеся (как бы летающие) вокруг молодых растений. При изобилии в те
времена мелкого рогатого зверья (косули, серны, дикие козы) охрана посевов
от поедания и вытаптывания была важным делом. Персидский Агурамазда поручал Сэнмурву заботу о небесном дереве всех семян. Симаргл-Сэнмурв был как бы олицетворением «вооруженного добра»: при мирных аграрных функциях он был наделен когтями, зубами и вдобавок крыльями; он защитник посевов. Позднее архаичного Симаргла стали называть Переплутом. Он был связан с корнями растений. Культ Симаргла-Переплута тесно связан с русалиями, празднествами в честь вил-русалок. Русалки, или вилы, изображавшиеся в виде сирен, красивых крылатых птице-дев, являлись божествами орошения полей, дождями или влажными утренними туманами. Роса не только капли охлажденного тумана на земле и растениях, но и сам туман. Известна поговорка: «Пока солнце взойдет роса очи выест». Вот с этой утренней влагой, очень важной для созревающих посевов, и связаны представления о русалках. Русалии праздновались в начале и в конце зимних святок («в навечерие рождества и богоявления»), обрамляя годичные заклинания природы и судьбы молениями о воде, обязательном условии будущего урожая. Прославление СемарглаСлавим Огнебога Семаргла, дерево грызущего. Слава Ему Огнекудрому, с лицом, розовеющим утром, днем и вечером. И Ему мы даем за то, что Он творит еду и питье. И Его одного мы храним в пепле. И Он же восходит и горит над землей нашей с того времени, как Солнце укладывается, и до того, как Солнце рождается вновь, пока Оно быками ведомо по лугам Хорса. Приплод мы получаем по воле Дажьбога. И мы Его прославляем. Источник информации: |
« | Главная страница | Библиотека | Галереи | Гостевая книга | Форум | О сайте | » |
|
|