«Единственный способ избавиться от драконов это завести своего собственного.» Народная мудрость
|
Билл КуперПосле потопа. Ранняя история ЕвропыДинозавры из англосаксонских и других летописейЯ читал лекции о Таблице Народов и о послепотопной истории Европы в Германии, Бельгии и во многих городах Англии, и меня с самого начала поразил тот факт, что когда дело доходило до вопросов, неизменно возникала тема динозавров. Упоминаются ли они в древних хрониках? Существуют ли их описания? Подобных вопросов было множество. Потому здесь я постарался привести ровно столько примеров упоминаний о динозаврах в древних летописях, сколько смог отыскать за короткий срок; хотя на самом деле таких случаев, конечно же, несравнимо больше. Некоторые примеры взяты из тех же хроник, которые мы с вами рассматривали, говоря о происхождении народов. И это вполне логично ведь если земля молода, если возраст ее таков, как считали наши предки и как показывает креационная модель происхождения мира, то обязаны найтись свидетельства недавнему одновременному существованию динозавров и людей. Более того: есть веские основания полагать, что динозавры живут и в наши дни, а это полностью противоречит эволюционной теории, которая учит нас, что динозавры жили за миллионы лет до человека, и что ни одному человеку не довелось видеть живого динозавра. И чтобы проверить это утверждение, мы обратимся к летописям древних народов, где описываются порой с весьма красноречивыми подробностями встречи человека с гигантскими рептилиями, которых мы называем динозаврами. Кстати, как мы увидим, некоторые из этих летописей не такие уж и древние. Начнем с самых знаменитых ветхозаветных упоминаний о двух чудовищах, бегемоте и левиафане (Иов 40:10 - 41:26). Бегемот гигантское травоядное животное, обитающее в болотах, а левиафан наводящая ужас броненосная амфибия, которую захотел бы приручить разве что младенец или сумасшедший. Египтянам бегемот был известен под именем п'их.мв. Левиафан был известен народу Угарита как Лотан. Описания подобных существ встречаются в вавилонских и шумерских источниках, а также в письменном и устном фольклоре народов мира. Но, пожалуй, самые замечательные описания живых динозавров дошли до нас благодаря народам древней Европы саксам и кельтам. Бритты, от которых происходят современные валлийцы, донесли до нас самые древние в Европе описания чудовищных рептилий, одна из которых около 336 г. до Р.Х. уничтожила и проглотила короля Морвида (Моррида). Об этом случае рассказывает Гальфрид Монмутский: "Чудовище накинулось на него и, разверзши пасть во всю ширь, проглотило его, точно малую рыбку". Гальфрид называет это чудище Белуа. Передуру не древнему королю (306-296 гг. до Р.Х.), а жившему гораздо поздней сыну графа Эфрауга, повезло больше, чем Морвиду: ему удалось уничтожить чудовище под названием афанк (addunc; произносится как афанк) в местности Ллип Ллион в Уэльсе. В других районах Уэльса сохранились воспоминания и о другом виде рептилий: каррог. Афанк дожил до сравнительно недавних времен в таких местах, как Бедд-ир-Афанк близ Бринберна-на, Ллин-ир-Афанк над Веттс-и-Коед на реке Конви (убийство одного из чудовищ в этой местности было описано в 1693 г. н.э.), и Ллин Барфог. Название "каррог" увековечено в топонимах Каррог (близ Коруена) и Дол-и-Каррог (в долине Конви). Более того: как ни удивительно, "динозавры" в виде летающих рептилий были неотъемлемой чертой валлийского пейзажа вплоть до совсем уж недавних времен. Не поздней чем в начале этого столетия' старики из Пенллина, что в Гламоргане, рассказывали о колонии летающих змеев, живших в лесах вокруг замка Пенллин. Вот что пишет Мари Тревелян:
Этот рассказ примечателен во многих отношениях, поскольку он не похож на прочие рассказы о драконах. В нем идет речь не об одиноких чудовищах, а о небольших существах, живших колониями и совсем не похожих, к примеру, на своих более крупных сородичей, которые гнездились на древнем могильном кургане в Треллех-a'p-Бетвс в графстве Дифед. Но, говоря об Уэльсе, стоит заметить, что в Лланбардан-и-Гарраг ("гарраг" не искаженное ли это "каррог"?) в церкви имеется гравюра местной гигантской рептилии с огромными лопастеобразными плавниками, длинной шеей и маленькой головкой. В Сноудоне есть озеро Глазлин, где афанка видели еще в 1930 году: два альпиниста, глядя с горы на озеро, наблюдали существо с длинным серым туловищем, которое вынырнуло из глубин озера, высунуло голову, а потом вновь скрылось под водой. Насчитываются сотни таких свидетельств. В Англии и Шотландии, опять же, в относительно недавние времена, во многих местах замечали огромных рептилий-чудовищ. В конце этой главы приводится таблица с перечнем 81 места только на Британских островах, где были замечены драконы (а всего в Британии около 200 таких мест); но наиболее существенным в рамках данного исследования является тот факт, что немалая часть встреч, а иногда и столкновений с динозаврами относится к сравнительно недавним временам. Например, хроника 1405 года сообщает о гигантской рептилии в городе Бурее в Суффолке:
Попытка местных лучников уничтожить дракона оказалась безуспешной из-за его непробиваемой шкуры. После этого:
Позже, в XV веке, в одной из хроник, которая уцелела и хранится в библиотеке Кентерберийской церкви, сообщается о следующем случае. 26 сентября 1449 года, в пятницу, после обеда, на берегу реки Стоур (у деревни Литтл Корнард), обозначающей границу между Суффолком и Эссексом, наблюдали сражение двух великанских рептилий. Одно чудовище было черным, а второе "рыжеватым и пятнистым". Битва, "к удовольствию наблюдавших ее", длилась целый час, после чего черное чудовище сдалось и вернулось в свое логово. Место, где это произошло, с тех пор получило название "Шарпфайт Мэдоу" (Поляна Жаркой Битвы).
Этого дракона видели в разных местах в радиусе трех-четырех миль, и в отчете указаны имена очевидцев, в том числе Джон Стил, Кристофер Холдер, некая "вдова, проживающая близ Фэйгейта" и "возчик из Хоршема, расположившийся на постоялом дворе Уайт Хоре в Саутверке". Один из местных жителей натравил на чудовище двух своих мастиффов; он не только лишился собак, но и еле-еле спасся бегством, потому что дракон, как было известно, уже убил мужчину и женщину, изрыгнув на них смертоносный яд. Когда кто-либо неумышленно приближался к нему, дракон, по свидетельству автора памфлета,
Именно таковы, по свидетельствам очевидцев, типичные повадки драконов. 27-28 мая 1669 года люди неоднократно видели огромную рептилию, о чем сообщается в памфлете Истинное описание чудовищного змея, виденного в Хенеме (Эссекс) на холме в Саффрон-Уолдон. В 1867 году последний раз наблюдали дракона, обитавшего в лесах вокруг Фиттлворта в Суссексе. Этот дракон шипел и плевался в сторону людей, которые случайно приближались к нему, но ни разу не причинил никому вреда. Можно привести множество подобных примеров. Упоминаний о встречах с драконами в разные века слишком много, и география их слишком широка, чтобы считать их сказками. Например, принято считать, что знаменитое лох-несское чудище из Шотландии выдумано в местном бюро по туризму, чтобы привлечь любопытных. Но Лох-Несс не единственное шотландское озеро, где отмечено появление драконов. В последние годы в связи с драконами упоминались Лох-Ломонд, Лох-Эйв, Лох-Раннох и находящееся в частном владении озеро Лох-Морар (глубиной более 300 метров). Со времени окончания последней войны в одном только Лох-Морар драконов замечали более сорока раз, а в Лох-Несс за тот же период более тысячи раз. Однако, что касается озера Лох-Несс, есть сведения, что огромные рептилии без сомнения, того же вида, что и знаменитое чудовище много раз встречались в озере и вокруг него еще в так называемые "темные века"; самый выразительный пример тому описан в знаменитой летописи Адамнана Жизнь Св. Колумбана VI века. Там мы читаем, что в 565 г. от Р.Х. Колумбан во время одного из своих миссионерских путешествий на север, собираясь пересечь реку Несс, увидел похоронную процессию. Расспросив ее участников, он узнал, что хоронят человека, который, плавая в реке, был растерзан чудовищем. Услышав это и ни на миг не задумавшись о собственной безопасности, отважный святой немедленно приказал одному из своих спутников прыгнуть в ледяную воду, чтобы посмотреть, там ли еще чудовище. Далее Адамнан описывает, как плеск, издаваемый испуганным пловцом по имени Люгне Мокумин, привлек внимание монстра: чудовище внезапно появилось на поверхности и устремилось к несчастному, широко раскрыв пасть и вопя, как баньши (в шотландском фольклоре дух, вопли которого предвещают смерть. Прим. перев.). Однако Колумбан не впал в панику, а с берега принялся увещевать зверя. Неизвестно, добавил ли к этому пловец собственные увещевания, но чудовище, которое к этому моменту уже приблизилось к несчастному на расстояние, меньшее длины лодочного шеста, вдруг развернулось и поплыло прочь. Естественно, Колумбан был уверен, что заслуга спасения пловца принадлежит ему; но в данном случае самое примечательное это нежелание чудовища причинять человеку серьезный вред. Оно напало на первого пловца и убило его, но не съело; второй пловец тоже испытал на себе гнев чудища, но это не привело к фатальным последствиям. Скорее всего, оба человека, сами того не ведая, оказались слишком близко к месту, где самка вскармливала своего детеныша, и она прореагировала на это так же, как самки большинства видов животных. Гориллы, слоны, страусы, многие другие животные в подобной ситуации будут нападать на человека со злобными криками, шипением или ревом, но лишь в очень редких случаях убьют или искалечат его, если он поймет их и удалится. Мы можем быть практически уверены, что спутник Колумбана, не наделенный такой силой воли, как сам святой, просто-напросто адекватно воспринял угрозы чудовища, и оно поняло, что убивать его незачем. Но случай с Люгне Мокумином не самый поразительный. В XVIII веке, в озере Ллин-и-Гэдер в Сноудоне, Уэлльс, произошло следующие. Некий человек пошел купаться и, когда он доплыл до середины водоема, его друзья на берегу заметили, что его преследует
Видимо, тело этого человека так никогда и не было найдено. В начале нынешнего века имел место вот какой случай. Он описан некой Леди Грегори из Ирландии в 1920 году:
К счастью, в этом случае человек успел увернуться и выбраться на берег; но для нас важно то, что это лишь одно из великого множества воспоминаний о совсем недавних встречах людей с обитающими в озерах чудищами, которых непременно назвали бы динозаврами, если бы были найдены их ископаемые останки. Британские острова не единственное место, где имеются письменные свидетельства о таких случаях. Их можно найти практически в любой части мира. Например, английский первопечатник Уильям Кэкстон сохранил для нас следующее воспоминание о гигантской рептилии, встреченной в средневековой Италии.
Кэкстон также оставил нам рассказ о "змее", который перепугал корову и оставил синяки у нее на теле; но мы должны иметь в виду, что в дни Кэкстона слово "змей" вовсе не ассоциировалось со змеей, как в наше время, поскольку значение этого слова претерпело со средних веков некоторые изменения. В книге Кэкстона имеются одна или две иллюстрации, гравюры на дереве, где изображены эти змеи двуногие чешуйчатые рептилии с огромными пастями:
Очевидно, что эти рассказы не вымысел, но свидетельства очевидцев, настолько близкие к стилю репортажа, насколько это было возможно в средние века. Более современный пример репортажа о подобном случае мы находим в следующей статье, опубликованной недавно в Таймс одном из самых солидных и здравомыслящих британских журналов:
Судя по всему, у японцев не было никаких проблем с официальным признанием того факта, что драконы, морские змеи, или динозавры существуют и поныне. Чтобы увековечить находку, они даже выпустили почтовую марку с изображением плезиозавра. Это наводит на кое-какие размышления. Похоже, что только у нас, на Западе, не желают признавать факта существования подобных животных в наши дни. Всего девять дней спустя после статьи в Таймс, 30 июля 1977 года, Би-Би-Си саркастично провозгласила, что чудище, выловленное японцами, всего-навсего "напоминало" плезиозавра; на самом же деле это якобы была акула, которая разложилась в воде настолько, что создалось впечатление, будто у нее длинная шея, маленькая голова и четыре крупных ласта! Мы можем только гадать, как журналистам Би-Би-Си и их консультантам из Музея естественной истории в Кенсингтоне удалось это выяснить, если существо было выброшено за борт, а особенно если учесть тот факт, что судовой биолог на борту японского судна, "Зуйо-Мару", сделал набросок структуры скелета животного и это не имеет ничего общего со строением акулы (См. рис. 10.1)! Судовые биологи первоклассные специалисты, от их умения распознавать болезни и мутации у рыб и морских млекопитающих зависит здоровье потребителя, не говоря уж о прибыли рыболовного судна; поэтому жизнь моря они действительно знают от и до. И все же Би-Би-Си хочет заставить нас поверить, что Мичихико Йано, высококвалифицированный биолог, который осмотрел, сфотографировал и измерил морское чудище, не смог отличить его от акулы! Но западный бюрократический аппарат не всегда отказывался признавать и даже упоминать в официальных документах факты существования животных, которых принято считать вымершими миллионы лет назад. Следующий текст, к примеру, был написан всего двести лет назад, в 1793 году. В нем описаны существа, подозрительно напоминающие птеродактилей. Подчеркиваю: вашему вниманию предлагается официальный, совершенно серьезный правительственный документ: В конце ноября и начале декабря прошлого года многие деревенские жители наблюдали... драконов... которые появлялись с севера и на большой скорости летели к востоку; из этого люди заключали, и их выводы были верны, что... грядет буря. Этот документ примечателен в первую очередь тем, что ровно за тысячу лет до его написания в 793 году в "Англосаксонской Хронике" появился почти идентичный текст. Причем в обоих речь идет всего-навсего об умении сельских жителей предсказывать погоду по поведению животных. Эти два документа, равно как и летописи 1170, 1177, 1221 и 1222, 1233 и 1532 годов, предполагают, что драконы предчувствуют приближение циклонов с Атлантики и мигрируют в более теплые регионы, где пережидают плохую погоду. Все это выглядит весьма разумным, если учитывать хрупкость крыльев птеродактилей и подобных им существ. А сейчас мы рассмотрим самые замечательные письменные свидетельства параллельного существования драконов и человека замечательные, в первую очередь, живописными изображениями великанских рептилий, с которыми встречались саксы, датчане и представители других народов в Северной Европе и Скандинавии. Во многих скандинавских сагах подробно описываются победы над драконами, и это позволяет нам представить физическое строение этих существ. Например, в Вольсуннгассаге идет речь о том, как Сигурд уничтожил чудовище Фафнир. Он выкопал яму, спрятался в ней и стал ждать, пока чудище поползет на водопой, чтобы поразить его в живот. Таким образом, становится ясно, что Фафнир передвигался на четырех ногах, и живот его был совсем близко к земле. Волуспа повествует о существе, которое древние викинги называли Нитххоггр (в переводе "трупоразрыватель"); это прозвище свидетельствует о том, что чудовище питалось мертвечиной. Саксон Грамматик в Геста Данорум рассказывает нам о битве датского короля Фротона с гигантской рептилией. Перед сражением местный житель дает королю совет, пересказывая который, Саксон подробно описывает чудовище. По его словам, это был змей, который:
По описанию это чудовище очень напоминает рептилию, которую наблюдали в Хенеме (см. примечание 11); вполне вероятно, что эти два животных принадлежали к одному виду. Особенно примечателен их защитный механизм, то есть губительный яд, которым они обрызгивали свои жертвы. Однако по-настоящему бесценные описания гигантских рептилий, населявших Данию и другие части Европы всего 1400 лет назад, дает нам англосакская эпицеская поэма Беовульф; и в следующей главе мы самым подробным образом рассмотрим этот удивительный документ.
Некоторые "места активности динозавров" на территории Британии Эллер, Сомерсет; Энвик, Линкольншир; Бэмбург, Нортумберленд; Бекхо-ул. Северный Йоркшир; Бедд-ир-Афанк, Уэльс; Бэн Вейр, Шотландия; Бигнор-Хилл, Западный Суссекс; Бишоп Окленд, Дархем; Бистерн, Хемпшир: Брент Пелэм, Хертфордшир; Бринсом, Херефорд и Вустер; Бюрс, Суффолк; Кэдбери Касл, Девон; Кархэмптон, Сомерсет; Касл Карлтон, Линкольншир; Касл Нерош, Сомерсет; Чаллакомб, Девон; Черчстентон, Сомермет; Кнок-на-Кноимх, Шотландия; Кроукомб, Сомерсет; Дэлри, Шотландия; Дирхерст, Глостершир; Дол-и-Каррог, Уэлльс; Дрэгон Хорд (около Гарсингтона), Ок-фордшир; Дрейк Хоув, Северный Йоркшир; Дрейклоу, Дербишир; Дрейкло-ув, Вустершир; Файли Бригг, Северный Йоркшир; Аббатство Хэндейл, Северный Йоркшир, Хенем, Эссекс; Хорнден, Эссекс; Келлингтон, Северный Йоркшир; Килв, Сомерсет; Кингстон Сент-Мэри, Сомерсет; Лэемтон Касл, Дарем; Линтон, Шотландия; Литтл Корнард, Суффолк; Лландейло Грабан, Уэлльс; Лланреадр-им-Мохнант, Уэлльс; Ллин Варфог, Уэлльс; Ллин Синвх (около Долгеллау), Уэлльс; Ллин Ллион, Уэлльс; Ллин-у-Гэдер, Уэлльс, Ллин-ир-Афанк, Уэлльс; Лох-Эйв, Шотландия; Лох-Мари, Шотландия; Лох-Морар, Шотландия; Лох-Несс, Шотландия; Лох-Раннох, Шотландия; Лонгу-иттон, Нортумберленд; Лудем, Норфолк; Лиминстер, Западный Суссекс; Мэнэтон, Девон; Мани Хилл, Нортумберленд; Мостон, Чешир; Ньюкасл Эмлин, Уэлльс; Нортон Фитцваррен, Херефорд и Вустер; Наннингтон, Северный Йоркшир; Олд Филд Бэрроуз (около Бромфилда), Шропшир; Пенллин Касл, Уэлльс; Пенмарк, Уэлльс; Пенминидд, Уэлльс; Сент-Альбанс, Хертфордшир; Сент-Леонардс Форест, Западный Суссекс; Сент-Осит, Эссекс; Саффрон Уолдон, Эссекс; Сексхау, Северный Йоркшир; Шервадж Вуд, Херефорд и Вустер; Слингсби, Северный Йоркшир; Сокберн, Дарем; Стинчкомб, Глостершир; Стратмартин, Шотландия; Уолмсгейт, Линкольншир; Уонтли, Южный Йоркшир; Уэлл, Северный Йоркшир; Веруэлл, Гемпшир; Уайтхорс Хилл, Окфордшир; Уинкли, Девон; Уистон, Уэлльс; Вормлоу Тамп, Херефорд и Вустер; Вормингфорд, Эссекс. Примечания: 1. См., напр. "Behemoth", я The New Bible Dictionary. Inter-Varsity Press. London. 1972. p. 138. 2. ibid. pp. 729-30. См. тж. Pfeiffer, C.F. "Lotan and Leviathan". Evangelical Quarterly. XXXII. 1960. pp. 208 ff. 3. Thorpe, Lewis tr. The History of the Kings of Britain, Geoffrey of Monmouth. Guild Publishing. London. 1982. pp. 101-2. 4. Jones, G. and Jones, T. [tr.]. The Maginogion. Revis. ed. Everyman's Library. J.M.Dent & Sons Ltd. 1974. pp. 209-212 & 217. 5. См. Westwood, J. Albion. Granada. London. 1985. pp. 270, 275, 289. 6. Trevelyan, M. 1909. Folk-Lore and Folk Stories of Wales, (cit. Simpson, J. British Dragons. B.T.Batsford Ltd. London. 1980). 7. Whitlock, R. 1983. Here Be Dragons. Alien & Unwin. Boston, pp. 133-4. 8. Эта хроника была начата Джоном де Трокелоу (John de Trokelow) и закончена Генри де Блейнфордом (Henry de Blaneford). Она была переведена и переиздана в Rolls Series. 1866. IV. ed. H.G.Riley. (cit. Simpson, J. Brirish Dragons. B.T. Batsford Ltd. 1980. p. 60). 9. ibid. p. 118. См. тж. "The Fighting Dragons of Little Cornard." Folklore, Myths and Legends of Britain. Reader's Digest. 1973. p. 241. 10. True and Wonderful: A discourse Relating a Strsnge and Monstrous Serpent (or Dragon), lately discovered, and yet living, to the great Annoyance and divers Slaughters off both Men and Cattell, by his strong and violent Poison: in Sussex, two Miles from Horsham, in a Woode called St Leonard's Forrest, and thirtie Miles from London, this present month of August 1614. With -the true Generation of Serpents, cited in Harleian Miscellany. 1745. III. pp. 106-9. (also cit. Simpson. p. 118). 11. ibid. p. 35. ' 12. ibid. p. 21. : 13. Gregory, Lady. Visions and Beliefs in the West of Ireland. 1920. (repr. 1976). (cit. Simpson. pp. 42-3). 14. См. Steiger, B. Worlds Before Our Own. W. &. J. Mackay Ltd. Chatham England). 1980. pp. 41-66. (Стайгер абсолютно не креационист!) 15. Caxton, Wm. 1484. Aesop, folio 138. Единственная уцелевшая копия этой книги находится в Королевской библиотеке замка Виндзор. Данный отрывок опубликован здесь с любезного позволения Ее Величества Королевы. 16. ibid. Данный отрывок опубликован здесь с любезного позволения Ее Величества Королевы. 17. The Times. 21st July 1977. 18. "Flying Dragons at Aberdeen". A Statistical Account of Scotland. 1793. Vol. VI. p. 467. 19. См. Morris, W. Volsungassaga. 11-7 20. Eiton's translation cited by Klaeber, p. 259. 21. The Anglo-Saxon text relied on in this study is that of Klaeber. See bibliography. © Билл Купер «После потопа. Ранняя история Европы» |
« | Главная страница | Библиотека | Галереи | Гостевая книга | Форум | О сайте | » |
|
|