Ближне-Восточные и Кавказские драконы
На главную страницу
Dragon's Nest. Добро пожаловать в мир драконов
«Я верю в существование драконов, мужчин и других фантастических существ.»

Автор неизвестен
Ближне-Восточные и Кавказские драконы
Ближне-Восточные и Кавказские драконы
Ближне-Восточные и Кавказские драконы
Ближне-Восточные и Кавказские драконы
Ближне-Восточные и Кавказские драконы  Dragon's Nest / Драконы в разных частях света / Западные драконы /
Ближне-Восточные и Кавказские драконы
Ближне-Восточные и Кавказские драконы
Ближне-Восточные и Кавказские драконы
Ближне-Восточные и Кавказские драконы

Ближне-Восточные и Кавказские драконы

Ближне-Восточные драконы

Доблестный Гуштасп — царь Персии, побеждает дракона
Ашмог (Зенд.)

Дракон или Змий, чудовище с верблюжьей шеей Авесте; вид аллегорического Сатаны, который после Падения «утерял свою природу и имя» древнееврейских (каббалистических) текстах назван «летучим верблюдом»; очевидно, обоих случаях — воспоминание или верование доисторических или допотопных чудовищ — наполовину птиц, наполовину пресмыкающихся.

Сэрвара

Древнеиранская книга «Авеста» описывает героя драконоборца Керсаспу, который убивает рогатого змея Сэрвару с зубами величиной с человеческую руку и «ушами с четырнадцать одеял», змея,

 Глотавшего коней,
 Глотавшего людей,
 Отравленного, желтого,
 Который брызгал ядом
 Струею  в высоту,
 Который брызгал ядом
 На высоту копья.

(Перевод И. Стеблина-Каменского)

Аждарха
Аждархá — в мифологии тюркоязычых народов Малой и Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа, Поволжья и Запажной Сибири [эждéр, эждерхá — у турок, аждархó — у узбеков, аждархá — у туркмен, ажыдаáр — у киргизов, аждахá —у казахских татар, азербайджанцев, казахов (у последних так же айдагáр), аздяка — у татар-мишарей, аждарха — у каракалпаков, аждахá — у башкир, аздагá — у ногайцев], а так же таджиков (аждахá) злой демон. Обычно представлялся в образе дракона, часто многоглавого. Восходит к иранскому Ажи-Дахака. В А. превращается змей проживший много (вариант: 100) лет. В наиболее известном мифе об А. (есть несколько вариантов) он угрожает городу или стране гибелью. Чтобы спасти народ, ему регулярно отдают на съедение девушку. Герой побеждает А., спасая очередную жертву, на которой и женится. В ряде мифов А. пожирает птенцов птицы симург или каракус. В некоторых азербайджанских мифах А. поселяется в чреве беременной женщины и убивает ребенка. В мифах татар-мишарей А. — огненный змей, он пробирается в дом к вдове в образе ее умершего мужа и сожительствует с ней. В результате женщина заболевает и умирает. Согласно мифам казанских татар, башкир, узбеков и туркмен А., которому удается прожить до глубокой старости (до ста или тысячи лет), превращается [в башкирских мифах — если тучи не унесут его в расположенные на краю земли горы Каф(Кухи-Каф)] в демона ювха. В иранских средневековых легендах драконы-аждахары охраняют подземный клад Каруна. В таджикском фольклере А. — драконы обитающие в горных ущельях, изрыгающие огонь, дым и яд. Человек попадает к ним в пасть со струей вдыхаемого А. воздуха. В некоторых узбекских, туркенских и казахских мифах А. живет под землей в пещерах и, как у иранцев, сторожит сокровища (это отражается в сюжетах на портале мечети в селении Анау близ Ашхабада возможно у кого есть снимки?: некогда люди спасли жену А. и в благодарность тот одарил их сокровищами на которые и была возведена мечеть). В мифах азербайджанцев, казанских татар и башкир А. связан с водой и дождевыми тучами. В частности, по азербайджанским и башкирским представлениям, он живет в озере. По представлениям казанских татар А. живет на морском острове, на который его переносит облако. Образ А. известен так же в Афганистане. Под турецким влияниям образ А проник и в мифологию славянских народов Балкан (см. сербского аждайя или болгарского аждер).
Ажи-Дахака (Зохак)

АЖИ-ДАХАКА — трехглавый дракон (ажи), сильнейший демонский друдж (друг). Его победоносным противником выступает Траэтаона. Победа Траэтаоны над Ажи-Дахака не окончательная. Ажи-Дахака будет закован цепи и подвешен в вулканическом жерле священной горы Демавенд. Перед концом мира он вырвется на волю и снова воцарится на короткий срок. Ему предназначено пасть от руки Керсаспы (или Самы). По «Бундахишну» против него решающем поединке выступит Сраоша.


В древнейшем памятнике иранской культуры «Зенд Авеста» описан исполинский дракон Ажи-Дахака. Это трехглавых змий, одна из голов которого — человеческая:

 Трехпастный, шестиглазый,
 Коварный, криводушный…

(Перевод И. Стеблина-Каменского)

Являл собой персонификацию Дьявола или Сатаны образе змия, его жестокость не знала границ, а замыслы были поистине ужасающи. Об этом рассказывает гимн, посвященной древнеиранской богине Ардви — покровительнице од и плодородия, любви и деторождения:

 Жертву богатую приносил ей
 Трехпастный, чудовищный
 Ажи-Дахака…
 Сотню коней отборных пожертвовал,
 Тысячу лучших быков пожертвовал,
 Десять тысяч овец пожертвовал.
 Вот что просил он:
 «О, добрая, щедрая,
 Ардви могучая и непорочная!
 Дай, ниспошли мне такую удачу,
 Чтобы сех людей сумел истребить я!»
 Не даровала подобной удачи
 Злому трехпастному Ажи-Дахаке
 Ардви могучая и непорочная.

(Перевод С. Северцева)

Наоборот — самого дракона ждала скорая погибель. Вышел на бой с чудовищем могучий герой по имени Трайтаона:

 И поразил он змея
 Трехглавого Дахаку.

(Перевод И. Стеблина-Каменского)

Дахака, который Зороастрийских Писаниях представлен происходящим из Вавилона, был аллегорическим символом ассирийской династии царя Дахака (Аз-Дахаки), который правил Азией железной рукой, и на знаменах которого был пурпурный знак дракона, рurрureum signum draconis. Однако, метафизически, человеческая голова обозначает физического человека, а две змеиные головы — двойственного манасического принципа, ибо и дракон, и змей, оба служат символами мудрости и оккультных сил.

Но память об Ажи-Дахаке осталась не только «Авесте». В современном таджикском языке дракон называется похоже: Аджахо. А одного из армянских драконов-вишапов зовут Аждахак — почти так же, как и его древнеиранского предшественника.

Таннины

У знатока восточных земель и морей, персидского ученого и писателя Х века Бузурга Ибн-Шахрияра читаем: «В море водятся огромные страшные драконы, называются они таннинами. В разгар зимы, когда облака проходят над самой одой, таннин вылезает из моря и заползает тучу, ибо он невыносит жара морской оды, которая это время года кипит, как котле. Таннин сидит неподвижно, охваченный холодом облака; ветры, дующие над одой, поднимают тучу верх, и таннин поднимается месте с ней. Туча движется по небу из одного края другой; но, когда ода из нее испаряется, она превращается тонкую пыль и рассеивается под дуновением ветра; таннин теряет свою опору и падает низ — иногда море, иногда на сушу.

Если Аллах Всевышний желает покарать какой-нибудь народ, он сбрасывает таннина на эту страну. Чудовище пожирает верблюдов и лошадей, поедает крупный и мелкий скот, всячески губит жителей, пока само не подохнет, истребив всю пищу.

Разные люди, часто плававшие по морю, говорили мне, будто не раз видели таннина, пролетавшего облаке над их головами. Он лежал весь черный, вытянувшись туче, а если облако рассеивалось, спускался нижний слой и удерживался там. Часто кончик его хвоста свешивался наружу, но, почувствовав холод воздуха, таннин отодвигался вглубь, уносился облаке и скрывался от зоров».

Упоминается дракон таннин и Библии.

Астин

В средневековой персидской книге «Чудеса мира» (XIII ек) описан дракон Астин: «В длину достигает он нескольких фарсахов, имеет раскраску леопарда и два крыла». Он о шести головах на одной шее, есть у дракона и грива.

Если своим огненным дыханием он дохнёт на слона, то «слон сразу почернеет».

Считалось, что обладателю головы такого дракона сильно повезет жизни: он сможет с ее помощью определять места кладов.

Персия

В Персии каждый правитель считал своим долгом сразиться с драконом. Об этом повествуют легенды.

Каргалинский клад
Каргалинский клад, женское погребение (возможно, шаманки) с богатым инвентарём 2 . до н. э. — 2 . н. э.

Каргалинский клад, женское погребение (возможно, шаманки) с богатым инвентарём 2 . до н. э. — 2 . н. э., открытое 1939 при земляных работах ущелье р. Каргала близ г. Алма-Ата. В погребении найдено около 300 золотых предметов: перстни, серьга, рельефные бляшки и др. Наиболее интересна диадема форме прямоугольной ажурной пластины с изображением охотничьей сцены (на фоне растительного орнамента — люди и животные, том числе фантастический дракон и крылатые кони). Характер головных уборов на человеческих фигурах, некоторые изображения животных, а также особенности ювелирной техники свидетельствуют о местном происхождении вещей К. к.

Лит.: Берпштам А. Н., Золотая диадема из шаманского погребения на р. Карагалинке, сборнике: Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры, [в.] 5, М. — Л., 1940; его же. Прошлое района Алма-Ата, А.-А., 1948.

Кавказские драконы

Агулшап

Агулшап — абхазский дракон-людоед. К тому же похититель юных красавиц. Он появляется о многих абхазских сказках. Вот одна из них.

«Жили-были три брата: очень умный, очень меткий и очень сильный. И была у них сестра-красавица. Однажды унес ее Агулшап. Братья поклялись спасти сестру. Старший, самый умный, узнал, где она находится, и повел остальных. Шли они, шли, искали сестру… И наконец нашли.

«Она была на поляне, посреди большого леса, а озле нее, свернувшись, лежал Агулшап. Братья тайком взяли сестру. Но разве от Агулшапа можно уйти? Он заметил, полетел за ними, быстро догнал, отнял сестру, помчался, как пуля, небо и сразу очутился около солнца.

Тогда средний брат, самый меткий, выстрелил, убил Агулшапа, и сестра стала падать низ. Младший сейчас же подбежал, поймал на лету сестру, удержал и поставил на землю. Обрадованные братья месте с сестрой отправились свой дом.

Тем временем мать сшила бешмет*, чтобы наградить того из сыновей, кто отличился особой доблестью, спасая сестру от Агулшапа. Она созвала мудрых советников и сказала:

— Решите, кто из моих сыновей заслужил бешмет!

Судьи сидят, решают, до сих пор ничего не решили»

Слушатель! Присоедини свой ум к уму судей, помоги узнать, кому из братьев следует присудить бешмет, кто из них праве его получить!»
---------------------------------
* Мужская ерхняя одежда кавказских народов.

Бляго

Бляго — адыгейский дракон. О нем существует много легенд и сказок. Одна из них повествует о том, как смелый юноша, странствуя, приехал аул, где увидел лишь одинокого старика — и больше никого. Юноша спешился, прошел кунацкую — комнату для гостей — и спрашивает:

— Обезлюдел ваш аул. Где же его жители?

— Пришла к нам беда, которую не ждали. Поселился наших краях страшный Бляго и принялся пожирать людей. Каждый день он съедает трех человек и трех животных.

— Неужели у ас не нашлось смельчака, который расправился бы с чудовищем? — удивился юноша.

— Были и такие; да только убить его не просто — для этого нужно попасть его единственный глаз.

— Наш отец*, какая бы опасность мне ни угрожала, я се равно должен убить этого Бляго. Скажи лучше, где найти его, — спросил юноша.
---------------------------------
* Так у адыгейцев принято обращаться к старикам.

— Есть у меня два коня: один из них подскачет к рагу и с места не тронется, пока ты или не победишь врага, или не потерпишь поражение; другой конь быстро добежит до рага и тут же отпрянет, да так быстро, что тот не успеет достать оружие. Твой конь устал, ему надо отдохнуть. Выбирай, на каком из моих коней поедешь к Бляго! — ответил старик.

— Возьму я того коня, который от врага уносит, на нем поеду, — решил юноша и спросил: — А когда лучше к Бляго ехать?

— Сейчас его не найдешь. Утром, перед восходом солнца, он выползает из зарослей камыша, укладывается на песке и спит. Когда солнце поднимается, он просыпается и идет к нам аул. У меня остались две коровы. Одну из них он завтра утром съест, — ответил старик.

На рассвете юноша оседлал коня хозяина, сел на него и поехал к зарослям. Спрятавшись укромном месте, он стал наблюдать, не шелохнется ли где камыш, не донесется ли оттуда тревожный шорох. Много ли, мало ли времени прошло, наконец парень увидел выползающего из зарослей Бляго. Тот тоже заметил его.

«Как хорошо, что этот всадник сам приехал ко мне, далеко идти не придется», — обрадовался дракон.

Юношавытащил свой меч, нанес коню три удара плетью и поскакал сторону Бляго. Дракон не успел приготовиться, как к нему подлетел парень и мечом поразил его заветный глаз. Бляго упал замертво. Конь быстро унес юношу.

Когда он возвратился, старик встретил его у околицы.

— Какие хабары*, мой сын? — спросил хозяин.
------------------------------
*Новости.

— Если здешних местах поселилось одно чудовище, то его уже нет, если же их было два, то новь отправлюсь, - ответил юноша.

— Нет, одно было, одно. Спасибо тебе, ты осчастливил нас, — сказал старик.

Но он ошибался. Много разных бляго развелось Адыгее: трехглавых, семиглавых и даже девятиглавых. Выдыхаемый ими воздух продолжал валить наземь всадников и коней; вьюга из их глаз сметала се на своем пути.

Из-за Бляго, считали адыгейцы, происходили затмения: то луну проглотят, то солнце. Приходилось адыгейцам палить из ружей, чтобы испугать дракона, — тогда он выпускал светило обратно.

Но это давным-давно было. Сейчас адыгейцы могут жить спокойно, Бляго больше нет — ни одного. Только сказках народных сохранились.

Вишáпы

Вишапы (слово иранского происхождения), каменные изваяния (до 5 м высотой), изображающие рыб или столбы с растянутой на них шкурой быка. Время их изготовления не установлено; вероятнее сего, В. относятся ко 2-му тысячелетию до н.э. Впервые открыты 1909 Армении, районе Гегамского хребта В. находились около русел древних каналов и озёр, использовавшихся для водопоя скота. В древности эти статуи, видимо, были связаны с культом божеств плодородия и оды. Позже армяне считали эти колоссальные статуи изображениями злых духов и называли их В., т. е. драконами, змиями. В. обнаружены также Грузии, на Северном Кавказе и Монголии.

Большая советская энциклопедия

Вишапы, в армянских мифах драконы, хтонические существа. Выступают в зооморфном (чаще всего — в виде змеи) или антропоморфном облике, персонифицируют грозовую бурю, смерч или грозовые облака. Согласно мифам, большой Вишап поглощает солнце, отчего происходит затмение. Вишапы живут в высоких горах, в больших озерах, на небе, в облаках. Поднимаясь на небо или спускаясь вниз, особенно на озера, производят грохот, сметают все на своем пути. Доживший до тысячи лет Вишап может поглотить весь мир. Часто во время грозы постаревшие Вишапы с высоких гор или озер поднимаются на небо, а небесные Вишапы опускаются на землю. В основе мифов о борьбе с Вишапы — распространенный мифологический мотив о борьбе хаоса с космосом. С утверждением христианства мифы о Вишапах подверглись модификации, вишапоборца Вахагна вытеснили архангел Гавриил (с которым идентифицировался Габриел Хрештак) и ангелы, они вступают в сражение с Вишапами, во время грозы пытающимися поглотить солнце (воспламеняющиеся грозовые тучи — огненные тела В., гром — их крики, а молния стрела Габриела, посох или прут ангелов). Ангелы вздымают Вишапов к самому солнцу, от лучей которого Вишапы превращаются в пепел и сыплются на землю.

В древней Армении о вишапах знали многие и много; был даже город Вишап у озера Ван, существовал монастырь, носивший имя Вишападзор (Вишапово ущелье). Ни город, ни монастырь не сохранились, но остались древние предания и легенды, из которых можно узнать, кто же они такие — вишапы.

Армянский Вишап (как и грузинский Вешап) был страшным драконом. Считалось, будто он растет всю жизнь и через тысячу лет может стать таким огромным, что пожрет весь мир.

К счастью, до такого почтенного возраста ни один Вишап не дожил. Но и от более молодых Вишапов жди неприятностей. В старину думали, что, когда дракон стрелой взлетает небо, начинаются разрушительные ураганы. Голодный Вишап может проглотить солнце, и наступит затмение. Некоторые Вишапы живут тучах и вызывают грозы. Другие — подводных дворцах. Но любом случае водная стихия подвластна Вишапам, и используют они свою власть не на пользу людям.

Однажды, давным-давно, говорит армянская сказка, два богатыря, Сансар и Багдасар, отправились Зеленый город, славившийся своим богатством и благоденствием. Но, к великому удивлению, нашли на его месте выжженный и безводный край. Попросили они у встречной старухи попить и услышали ответ: «Да, тут были ода и зелень, потому и город назвали Зеленым, и теперь на горе еще есть ключ, да к нему Вишап подошел, ключ запрудил, не дает воде к городу течь. Мы боимся его, не смеем туда за одою ходить и неделю раз на корм ему девушку отдаем, чтобы за это оды хоть немного давал».

Когда настал черед следующей девушке идти горы к Вишапу, Сансар и Багдасар отправились месте с ней и стали поджидать дракона.

«И внезапно услышали: гром прогрохотал горах. Посмотрели — огромный подходит дракон, буйвол вровень его высота, и длиною пять буйволов он. Еще издали их увидел Вишап — на съедение трое к нему пришли. Обрадовался дракон, зубами залязгал, хвостом завертел, разинул пасть, зашипел, к лакомой девушке тихо пополз».

Бросились богатыри на Вишапа и убили его.

«А Вишап окровавленный повернулся и сдох, и открылся потока исток, и родник потек, и се тек и тек, люди шли за одой, и каждый вдоволь брать ее мог».

Кроме Вишапов-драконов есть и другие. В горах Армении до сих пор находят огромные, достигающие нескольких метров, каменные изображения рыб, созданные очень давно, V — III тысячелетиях до нашей эры. Их тоже называют вишапами.

Каж
Каж, в низшей мифологии аварцев (территория совр. Дагестана) добрый дух, охранитель домашнего очага, благополучия семьи; имеет облик белой змеи (вариант: в роли Кажа выступает Хроноборох, «яйцо-змея»). По поверьям Каж иногда распологается на кувшине (обратив свою голову к горлу кувшина), и тогда умножается содержание сосуда, обежвреживается действие «дурного глаза». Считается, что растения которого коснулся Каж бурно разрастаются.
Руймóн

В осетинской мифологии змеевидное чудовище. Руймон рожден от оленя слепым, однако он может стать зрячим и уничтожить людей. Чтобы этого не случилось, небесные духи поднимают его цепью на небо, там отрубают от него мечом куски и раздают их умершим, отчего последние снова молодеют и принимают тот возраст в котором умерли.

Сармаáк

Сармак, у чеченцев и ингушей мифологический персонаж — дракон. Обвивая своим телом водные источники, за право пользования водой требует от людей дани, как правило девушек. Открывает свободный доступ к воде и спасает девушек, убив С. эпический герой.

По другим мифам, верховное божество Дяла на цепях спускает с неба на землю нескольких Сармаков, чтобы покарать грешных людей, а затем возвращает их на небо. Существует сюжет по которому два Сармака отнимают друг у друга солнце. Когда солнце попадает в пасть одного из них, происходит затмение.

При составлении описаний использовался «Мифологический бестиарий от Алконоста до Ягила»,
Калиниград: «Янтарный сказ», 1999 г.
«Мифологический словарь» 1990 г. изд. «Советская Энциклопедия» гл. редактор Е. М. Мелетинский.