Dragon's Nest – сайт о драконах и для драконов

Dragon's Nest - главная страница
Гнездо драконов — сайт о драконах и для драконов

 

«Я верю в существование драконов, мужчин и других фантастических существ.»
Автор неизвестен

Трехликость

ТРЕХЛИКОСТЬ, или трехипостасность, женских мифических персонажей с символическим смыслом является характерной чертой античного мира идей. Желание увидеть могучие существа, прежде всего из женской сферы, в виде триад здесь выражено чрезвычайно сильно. Ярким примером этого могут служить грации, горы, парки, горгоны и граи, а также эринии, или эвмениды. Даже девятеричность муз позволяет догадываться о триадной структуре. В новейших работах мифологов предпринималась попытка интерпретировать как трехликую богиню ночи и чародейства Гекату (девушка, женщина, старуха), что, однако, строго не вытекает из античных источников. Во времена римлян в Южной Европе почитали во многих случаях трех матерей («матрес», «матроне», «матре»): культ подобных женских триад в альпийском ареале продолжается как почитание легендарных святых женщин, трех «-бет» по имени «Айнбет, Вильбет, Варбет» (или «Катарина, Барбара и Лючия»; имеется несколько вариантов). Возможно, символика женского триединства оказала влияние также на представление о ткущих, как и парки, нить судьбы норнах у скандинавов.

Брахма Вишну и Шива на каменном столбе лингаме
Брахма Вишну и Шива на каменном столбе лингаме

На идею трехликости в индуистской мифологии указывает божественная триада Тримурти (Брахма, Шива, Вишну), во многих отношениях перекликающаяся с христианской традицией. Однако идейно-историческими истоками является попытка индуистских теологов перебросить мостик между поклонниками Шивы и Вишну с учетом исторически расширяющейся пропасти между ними. В абстрактном смысле буддистское понимание познания (бодхи) воспринимается как трикайа («трехтельность»), составляющими которой являются «дхарма- кайа» («истинное бытие»), «нирма- накайа» («историческое становление», Гаутама Будда) и «самбхога- кайа» («благотворное влияние общины»). Отсюда происходит символ «трех драгоценностей» (три- ратна): закон, Будда и община, толкуемые в джайнизме как «истинное действие», «истинная вера» и «истинное познание». В представлениях алхимиков картина миpa часто изображается в виде трех фигур (иногда под маской символов троицы): «корпус» («тело»), «анима» («душа») и «спиритус» («дух»), также «сал» («соль»), «сера « и «ртуть «.

Ганс Бидерман «Энциклопедия символов»