Фамильные гербы (ка-мон)

(1/4) > >>

HellFire:
С древнейших времён человек использовал избранные прдметы и определённые явления природы в качестве символов, вкладывая в них определённый смысл. Подчёркивание личной индивидуальности, выражение своей социальной значимости, обретение мистического оберега и стремление к красоте – вот причины появления и развития гербовых знаков.
Изображение предметов быта и элементов природы использовались для украшения одежды и предметов быта ещё в глубокой древности, но в конце 10в. японские аристократы стали придавать выбору сюжета особое значение. В кругах образованных людей японского общества периода Хэйан некрасивое считалось недопустимым и интерес к украшениям сопровождался активным творческим поиском оригинальных художественных решений, сюжетов и композиций. Удачные и оригинальные находки (рисунки) становились предметом гордости их владельцев, утонченных ценителей красоты и их личным символом, а впоследствии и символом всей семьи. Это увлечение привело к формированию явления ка-мон (фамильных гербов). Рисунки стали гербами, отличительными признаками персон и семей.
Невежественные грубые самураи, оттеснившие в 11 в. аристократов от управления государством, осознали практические свойства гербов, позволяющих идентифицировать отдельных воинов и вооруженные отряды. Тогда самураи, строго говоря, не имели униформы, их доспехи отличались разнообразием, и только по гербам на флагах можно было определить, что за отряд выдвигается во фронте или заходит в тыл. Самураи начали «примеривать» гербы на себя, украшая им оружие, доспехи, сбрую и знамена.
В период Намбокутё, когда вся страна разделилась на два противоборствующих лагеря, каждый со своим императором, знати и самураям пришлось сделать свой выбор в пользу одного из двух противоборствующих лагерей и значение гербов в условии напряжённой кровопролитной борьбы возросло. Гербы самураев становились идентификаторами их семей и тех людей, жизнь которых всецело зависела от политических и военных действий мужчин, возглавлявших эти кланы. Правители разных уровней начали награждать преданных и отличившихся воинов правом носить их семейный герб, что укрепляло связь вассала и сюзерена.
Дальнейшее становление военных кланов, их укрупнение за счёт семей вассалов, рассчитывающих обрести от этого для себя безопасность, сопровождалось внутриклановой борьбой интересов и созданием группировок. Полное драматизма соперничество отразилось и в гербах. В рамках сюжета герба клана появилось множество вариантов основного изображения, позволяющих стороннему наблюдателю безошибочно определить по гербу основной клан, но в следующий момент опознать и семью внутри этого клана. В период Муромати развился дизайн гербов.
Переоценить значение гербов в эпоху гражданской войны Сэнгокудзидай в период Момояма невозможно. Страна погрузилась в пучину кровавой борьбы за власть, исчезли многие старинные могущественные кланы и обрели известность совсем неизвестные и даже безродные личности (например, Тоётоми Хидэёси, будущий правитель Японии, начинал с простого солдата и имел в то время имя, которое можно было перевести как «Спящий в тени дерева», так как у него не было ни какого имущества). В то время гербы поверженных противников стали воинской добычей, а гербы высшей знати и императорского двора добычей политической. Обладание этими гербами усиливало авторитет и влияние клана-победителя. Так возникала ситуация, когда одна семья могла иметь несколько гербов.
В мирное время периода Эдо, когда доспехи пылились на складах, а военные флаги доедала моль, гербы подчёркивали социальный статус японских рыцарей. Впоследствие, на фоне экономического развития страны и неуклонного падения роли рыцарей в жизни общества, гербы превращались в декоративный элемент костюма и предметов быта. Гербы становились логотипами, торговыми знаками, их использовали актёры, ремесленники, торговцы, владельцы заводов и мануфактур. В середине 19 в. герб клана сёгунов Токугава можно было увидеть на черпаке безродного водоноса.
Разнообразие гербов с одной стороны и изобилие семей, связанных с одним гербом, с другой стороны создают запутанную картину. Почему так произошло?
Растущему клану необходимо определиться со своей внутренней символикой. Основная семья и многочисленные ветви, прямые наследники и внебрачные дети, мелкие группы и приёмные дети с правом быть принятыми в клан – все они должны сохранить тесную связь с главным гербом клана, но и отличаться от него. Имеется четыре метода создания новых «внутренних» гербов. Это добавление элементов внутри или вовне основного элемента главного герба, внесение существенных изменений в основной элемент, создание нового герба посредством использования дополнительного элемента главного герба, использование основного элемента в количестве более одного.
Другая причина запутанности отношений между гербами и семьями заключается в возможности «перемещения» гербов. Это может быть дар сюзерена вассалу за заслуги, дар главе другой семьи в результате свадьбы детей, перемещение герба в новую семью в результате свадьбы, добавление герба побеждённой семьи в качестве своего второстепенного, самовольное использование герба влиятельной семьи, особенно если эта семья утратила роль или вообще исчезла с исторической сцены.
Так как семья могла иметь несколько гербов, государство пыталось регулировать их применение с помощью законов. Основной родовой герб (дзе-мон, или официальный, сэй-мон) следовало использовать в официальных церемониях и торжествах. В домашней обстановке следовало использовать ура-мон (неофициальный герб). В особых случаях использовались каэ-мон (герб-заместитель, дополнительный) и фуку-мон (второй герб).
Японские аристократы были весьма сдержанны в украшениях своей одежды гербами, чего нельзя сказать о самураях. Это объясняется тем, что самурай, как член воинского сословия, дорожил своей честью и честью клана и был постоянно готов к бою и смерти. Все окружающие должны были видеть, воин какого именно клана совершил подвиг и геройски умер. В период Набокутё самураи носили костюм хитатарэ с изображениями гербов, в период Муромати костюм даймон, украшенный пятью гербами на куртке и пятью на штанах, в середине периода Эдо костюм хаори-хакама с пятью гербами на спине, рукавах и обеих половинках груди. Конечно же гербами был украшен боевой доспех, шлем, древко копья и лука, седло, стремена, колчан, стрелы, походная палатка и так далее до бесконечности. В украшении мечей и кинжалов гербы использовались в лаковой росписи ножен и в украшении цуба, рукоятей кодзука и когаи, мэнфуки, фути-касира.
Существует около 7500 гербов, созданных на основе основных 350 мотивов (прил. 16, 17,18,19). Популярность того или иного мотива может основываться на их богатой истории, привлекательности сюжета или прототипа, наличии второго смысла. Все мотивы укладываются в семь групп: просто рисунки, семейные символы, мистические символы, религиозные символы, праздники, суеверия и боевой дух. Большое количество мотивов и разообразие художественных приёмов, используемых создателями гербов, нередко порождают ситуации, когда гербы очень похожи друг на друга, хотя общего в них нет ничего. Это следует учитывать в экспертизе (рис. 44).

Рис 44. Примеры мало различимых гербов

Наиболее часто в семейных гербах встречаются следующие сюжеты (см. приложение 17):
- мицубоси (три звезды) или ё (божественные тела). Символ боевого духа, означает Пояс Ориона. В Китае их называют «три полководца» или «три воина».

(далее список с картинками)


Популярные сюжеты
Очень часто использованные для украшения сюжеты имеют второй смысл или намёк. Это и символы какого-либо явления, и символы социального положения. Однако не стоит забывать, что в период Эдо культура ориентировалась на малообразованных горожан, и символы прежних эпох утратили былое значение, превратились в народные узоры.
- Хоо (мифологическая китайская птица Пын), использование этого мотива разрешалось только людям высокого социального положения.

(далее список с картинками)

HellFire:
Я надеюсь это то, что ты хотел прочитать про ка-мон? Если да, то я донаберу все сюжеты и постараюсь выложить все гербы.

Red_Dragon:
Домо аригато, Hell-кун. Весьма интересно. Хотя честно говоря резануло ухо "японских рыцарей". В принипе их вероятно можно так называть, но на мой взгляд не совсем корректно. Хотя возможно это заглюки перевода, так как это видимо из книги "Самураи"?

   *Японские аристократы были весьма сдержанны в украшениях своей одежды гербами, чего нельзя сказать о самураях.* Хмм там  именно такая последовательность текста? Просто получается что это уже правление Токугавы. И такое деление аристократы-самураи, любопытно. Возможно имелись ввиду низшие по происхождению. И ниже опять идет упоминание разных периодов. Hell-кун, у вас книжка, может там есть более полно об этом.

>походная палатка и так далее по бесконечности.

   Гомен, там именно "по" или "до". Просто "п" и "д" на клавиатуре далеко, т.ч. на вашу опечатку не похоже. Или вы распозновали текст и это FR какой играет в шутку.

>(далее список с картинками)

   Hell-кун, у вас есть возможность отсканить ряд и выложить куда? Я бы хотел если там есть посмотреть несколько конкретных.

>и постараюсь выложить все гербы.

   Там все 7500? Здорово.

Tannin:
Други дорогие, я тоже хочу всё и с картинками...

HellFire:
Цитата: "Tannin"

Други дорогие, я тоже хочу всё и с картинками...
:D пошёл покупать домой сканер

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница