Red_Dragon
Хранитель Дракон
Сообщений: 3 661
Offline
|
Субкультура – это феномен социального характера. Другое распространённое название этого явления – андеграунд. Возникновение предмета нашего небольшого исследования возможно лишь при наличии стройной системы социальных взаимоотношений, по отношению к которым можно занять стороннюю, отличную от общепринятых норм позицию. Собственно, сами термины включают в себя префикс «под», весьма ясно выражающие зависимость такого рода образований от социополитической данности текущего момента.
Интересно, что в дефинициях «субкультуры» представители социологической науки со времён Девида Райзмана, вместо политологической терминологии для трактовки тех или иных явлений общественной жизни вынуждены в значительно большей степени оперировать культурологическими терминами. И здесь дело даже не в определении «ниспровергающего коммерциализированные ценности, навязанные большинством», и вовсе не в «определении себя в отличии от остальных» Пьера Бурдье. Любая субкультура, безусловно отдавая должное почтенным учёным, определяется в качестве «движения», причём, позволим себе этот лёгкий каламбур, движения от общего уклада.
Необходимо заметить, что за последние десятилетия на поле общественно – политических наук появились новые дисциплины, значительно расширяющие возможности социологических экзерсисов. Синергетика, акмеология, гуманистическая психология и многие другие. Не то, чтобы каждая из них являет собой откровение прозревшего философа или принципиально новую дисциплину прикладного характера - некоторые из них явно имеют узкоконъюнктурную направленность, но часть их при более пристальном рассмотрении может показаться небезынтересными пытливому исследователю. С этой позиции весьма поучительным будет заглянуть в теорию социальной экологии, замечательно проводящей параллель между этической составляющей общественной коммуникации и актуальными моментами социальных отношений – от благотворительности до консюмеризма. Согласно общепринятому определению, социальная экология изучает глубинные процессы перемен, сопровождавших превращение животного сообщества в общество с образованием социальных структур и институтов. Не будем вдаваться в тонкости дефиниций этого весьма примечательного предмета, но заострим внимание на моменте перехода от животного сообщества к социуму.
Вряд ли кто-нибудь возьмётся оспаривать тот факт, что основное отличие человека от своих соседей по животному миру является речь. Утверждение это озвучено нами не ради декларации банальных истин или попытки погрузиться в воспоминания об эволюционной доктрине. Если мы приложим небольшие умственные усилия и экстраполируем человека из животного мира в мир социума, то придём к основному тезису определения субкультуры – выделению группы индивидов из общества с помощью речи, а именно возникновению своего сленга, если хотите, жаргона, характерного той или иной группе. Именно языковые формы в первую очередь определяют принадлежность к тому или иному движению, к той или иной субкультуре.
Возникновение жаргонизмов – вопрос очень тесно связанный с общим информационно-эстетическим полем, будь то предпочтение в литературе, способах восхождения на скалы или как лучше покалечить неприятеля из противоборствующей группировки фанатов на футболе. Обобщая аспекты возникновения сленга, как лингвистического феномена, мы приходим к необходимости решения комплексного вопроса идентификации субкультурных групп.
Было бы слишком простым решением вышеназванной проблемы приведение всех течений субкультур под общий знаменатель «отличных от нормы», то есть от генеральной совокупности морально-этических, социальных и культурных норм, принятых в том или ином обществе. Безусловно, субкультура панк-движения или набирающего обороты паркура попадает под определение по названной формуле. А если попытаться определить по ней клуб гольфистов, обладающих не меньшим количеством жаргонизмов, ритуалов и устоявшейся атрибутики? Они, конечно, разнятся со многими членами общества, но никак не с упомянутой «нормой» - полная социальная адаптированность, соответствие общепринятым нормам et cetera - налицо. Формулировка перестаёт работать. Точно так же она не сработает и в случае сообщества джазовых музыкантов и в случае любителей горных лыж или рыбалки. Поэтому можно с достаточной долей уверенности выдвинуть тезис о том, что субкультура не определяется интегрированностью в социум своих членов. Поскольку и член клуба владельцев «Бентли» и подросток – «гот» сосуществуют одновременно в одном обществе и различаются не принадлежностью к своим субкультурам, но социальным статусом, материальным положением, полученным образованием и Бог ещё знает чем. Кстати, если уж упомянули всуе высшие силы, заметим, - религиозная дифференциация общества ещё больше сводит к минимуму попытку определения субкультур, как отклонения от «нормы», поскольку сосуществование разнообразных конфессий на одном социальном поле значительно расширяет понятие «нормальности». Равно как и конфессиональные субкультуры являются наиболее ярко выраженными сообществами, существующими на основе общих духовных практик.
Дать точное и, главное, полное определение предмета нашей беседы в нескольких словах – задача весьма непростая, что может быть видно из тех рассуждений, которые мы позволили себе на этих страницах. Однако, можно попытаться идентифицировать субкультурные группы, использовав больше слов, но точнее описав обсуждаемый феномен.
Итак, если верить открытым источникам и трудам по общей теории гуманитарных наук, то в социологии, антропологии и культурологи субкультурой принято называть сообщество людей с устоявшимся набором поведенческих привычек и верований, объединённое общими культурными традициями, явными или латентно выраженными, отличающими их от культуры общества, к которому они принадлежат. Если субкультура характеризуется систематическим противостоянием доминирующей культурной традиции, в определении будет уместен термин «контркультура».
Необходимо отметить, что грань различия между контркультурой и субкультурой очень тонка. Однако субкультура, даже в первом приближении общего определения, является чем-то интегрированным в общество, хотя и в той или иной степени обособленным, тогда как контркультура старается отделить себя от него, активно и открыто противопоставляя себя во всех аспектах своей актуализации. Отправной идеологической точкой подобного рода движений является доктрина, утверждающая, что любая система, выстроенная на нормах и потребностях абстрактного большинства, sine dubio не может отвечать потребностям каждого члена сообщества. Протестные течения могут принимать как крайнюю форму конфликта общества с отдельным индивидуумом или небольшой группой, так и выражаться латентно. Поскольку социум априори является разделённой на многие составляющие целостностью, количество недовольных происходящим вокруг них не ограничивается малыми группами людей, но включает в себя целые социальные слои. Многие из членов общества, входящих в эти слои, образуют, если можно так изъясниться, «кружки по интересам». Поскольку социо-политическая почва, на которой выстраиваются здания этих «кружков», в общем, идентична для каждого из членов сообщества, схожесть их идеологии, эстетики и манер поведения становится весьма заметной на фоне остального социума, которому обсуждаемые нами группы себя, так или иначе, противопоставляют. Зачастую к таким общностям применяется помимо термина «андеграунд» более эмоционально окрашенные «протестная субкультура», «контркультура».
Заметим, однако, что хотя и не все группы по интересам являются протестными в своей сути, - сообщества любителей верховой езды или классической музыки, адептов ролевых игр или юных астрономов не противопоставляют себя системе государства, в котором существуют, - но практически все являются для него фактором определенной тревожности. Организованные группы, со своими определёнными устоями и нормами, не оговорёнными в качестве обязательных основным законом, не могут не привлекать внимание. Ведь любое государство, по сути своей, является машиной подавления личностных свобод, появление организованных групп той или иной направленности, вступлением в которые индивидуум декларирует наличие свободы выбора (по крайней мере, на уровне «примыкать к ним или нет»), в принципе, не желательно. Посему, при грамотной политике режима, организуются сообщества хотя и очень похожие на «живое движение масс», но являющиеся, по сути, подконтрольным институтом, который позволяет проводить детальный мониторинг того или иного явления или является своего рода предохранительным клапаном, «оттягивая» на себя наиболее активную часть членов групп. Проектов подобно рода в качестве примера можно привести массу – более или менее внимательному зрителю они очевидны, однако не станем заострять внимание на остро политических конфликтах, это тема для отдельной беседы, мы же, в рамках рассмотрения терминологии обсуждения явлений субкультур, ограничимся тем, что определим подобные течения как «квазисубкультуры».
Согласно определению Дика Хэбдиджа, данного в 1981 году, - субкультуры могут определяться по возрасту, расовой или национальной принадлежности, социальному положению и/или полу. Качества, определяющие субкультуру, могут быть эстетическими, религиозными, политическими, сексуальными. Равно как могут являться и комбинацией перечисленного. Члены сообщества той или иной субкультуры часто обозначают свою принадлежность к группе с помощью явного и символического использования стиля, включающего в себя определённую моду, манеры (поведенческие паттерны) и, (как мы упоминали выше), жаргон.
Зачастую, изучение субкультур сводится к исследованию символизма в одежде, музыке, других видимых проявлениях самовыражения групп. И не менее редки случаи, когда символика трактуется с позиций доминантной культуры, таким образом, не давая ясной и отчётливой картины происходящего в действительности. Тем более, что зачастую стиль той или иной субкультуры используется в «массовой культуре» в качестве товара, то есть происходит коммерциализация и вывод тех или иных символов из поля субкультуры на рынок товаров и услуг. Как только актуализация субкультуры становится товаром, происходит так называемое «культурное присвоение», своего рода ассимиляция явления в общую культуру. Например, если в 70-е года «ирокез» на голове панка приводил в негодование благопристойную публику, то в наши дни он практически не вызывает никаких отрицательных эмоций - разве ношение его вкупе с деловым костюмом. Да и то это воспринимается как отсутствие вкуса, нежели социальная провокация.
Использование массовой культурой стилей субкультур, в частности одежды и музыки вполне закономерно, поскольку шоу-бизнес с радостью использует имидж запретности, непохожести, свойственный субкультуре. Особенно уязвимы для коммерциализации музыкальные субкультуры – джаз, хип-хоп, хэви-металл, панк, рэйв становились коммерческим мейнстримом на какой-то период времени. Переставая быть субкультурой по сути своей, становясь модой.
Этот процесс капитализации стилей, культурного присвоения обществом эстетических ценностей субкультуры неизбежно приводит к её гибели. Или к эволюции движения, поскольку адепты начинают придерживаться другого стиля, отличающегося от мейнстрима. Зачастую, многие движения эволюционируют постоянно, поскольку их члены стараются на шаг опережать общепринятые нормы массовой культуры. Затем, возникающий стиль опять коммерциализируется и цикл повторяется. Таким образом, происходит постоянное обновление стилей, моды и атрибутики, позволяющее не только развиваться массовой, в том числе поп-культуре, но и заставляющее это делать андеграунд.
Естественно, субкультуры, основанные на идеологии, более защищены от коммерческой эксплуатации. Но это тема для более обстоятельной беседы.
Субкультуры являются частью социума, расцвечивающие его жизненными новыми красками, не позволяющими застаиваться, дающими импульс к движению. А движение, если верить известному афоризму, и есть жизнь.
(с) Этно-журнал
|