Или иллюзия им даже удобнее своей идеальностью. Вот еще одна сильная сторона нейросетей, от которой многим не хочется отказываться.
Это действительно опасно.
Насильно сокращать ассортимент товаров - это дурная идея.
Согласен. Но есть и другая сторона. Это вопрос меры, а ещё рентабельности. Можно выпустить 2000 разных бутылок водки с ёмкостью от 1 до 2000 миллилитров каждая. Специализация ведь!
А ещё я случайно увидел это:
17 Oct 22, «10 Fakta Menarik tentang Plankton yang Jarang Diketahui»,
https://www.idntimes.com/hype/entertainment/alwiyah-nabilah/fakta-menarik-tentang-plankton-c1c2?page=allПрофессиональная специализация инструментов может доходить до безумства.
Нашёл. Увидел здесь: 18 июн. 2022, «Самые Непродуманные И Неудачные Вещи», youtube-канал «WTFакт»,
https://www.youtube.com/watch?v=gn1q_5NM6GMНо ещё раньше я увидел примерно это:
1 декабря 2023, «Отвёртки — виды и их назначение»,
https://tvin270584.livejournal.com/1221167.html30.09.2019, «Виды шлицев отверток и крепёжных элементов»,
https://www.pkf-tandem.com/stati/vidy-shlitsev-otvertok-i-krepezhnyh-elementovЭто похоже на каталоги символики для фашистов. Скоро багажник будет больше кабины.
Как только лицензия или патент на шлиц Torx закончился, они для выкачивания денег из народа придумали защищённый Torx (со штырём посередине).
А ещё известно это:
«Стандарты и типы вилок и розеток (30.07.2019 г.)»,
https://neznn.ru/informacziya/standartyi-i-tipyi-vilok-i-rozetok-%2830.07.2019-g.%29.htmlИ как итог:
Комикс «Как размножаются стандарты (на блоки питания, кодировки, протоколы мессенджеров и т.п.)»,
https://joyreactor.cc/post/2556770,
https://pikabu.ru/story/kak_razmnozhayutsya_standartyi_4275830И вот тогда начинаешь задумываться, что хотя разнообразие - очень хорошо, всё-таки случаются перегибы. И хорошо бы, чтобы все виды подохли и остался только один Маклауд, грубо говоря, как в природе, и пойти дальше. Потому что есть ещё миллиард сфер, где примерное совершенство пока ещё не найдено. Так что разнообразие нередко нужно для того, чтобы прийти к унификации.
Что касается технологической сингулярности, то сейчас пересматривается взгляд на так называемую "вертикаль Снукса-Панова", которая описывает ускоряющийся рост прогресса. Она оказалась не экспонентой, а гиперболой.
Мне, конечно, пришлось использовать этот давно известный термин для наглядности. Мельком видел, теперь сомневаются, что рост прогресса ускоряется. Замедляется, говорят. Но я ещё не интересовался этим. Если почитать об отдельных изобретениях, то наоборот по-прежнему сохранятся ощущение, что изощрённость растёт.
Однако есть в этом всём что-то странное. Маглевы не развиваются, нерентабельны. Термоядерный синтез буксует. Двигатели внутреннего сгорания всё ещё многочисленны, как и 100 лет назад. Дома по-прежнему многоэтажки вверх из кирпича и железобетона, чем-то похожи на крепости средневековья. Корабли всё те же корабли, что и 100 лет назад. Рост идёт в плоскости эффективности, но что-то принципиально иное возникает редко, а если и возникает, то внедряется и работает со скрежетом. Раньше люди тысячелетиями использовали силу крупных организмов, ветра и течений, чтобы перемещаться. Потом это стал водяной пар, потом другие газы от сгорания, потом электрическая тяга. Газовая и электрическая тяга возникают на базе сжигания, ядерного распада (зачастую всё вместе это по-прежнему работает через водяной пар), с трудом вырабатывается электричество из света, и ещё непопулярна такая экологичная архаика, как выработка электричества через движение, инициируемое крупными материальными силами природы (ветер, вода). Материя отталкивается от материи, за исключением маглева. Сама идея маглева, кстати, стара. А электродвигателя ещё старше. И на замену этому на подходе ничего нет. Антигравитации нет. Переноса материи через её разбивку и пересборку нет. Откровенной телепортации нет. Это даже не проблемы источника энергии. Мы ещё не собираем электричество из гроз. Когда появится пьезоэнергетика и виброэнергетика?
Короче, я тут спонтанно заморочился и в наваждении подобрал кучу занутдной статистики по разницам в периодах между научными открытиями и практическим их использованием. Из-за спонтанности и исторической сумбурности кратко не получилось.
1800, Вольта, первый в мире создал химический источник тока. 1833, Стёрджен, продемонстрировал электродвигатель на постоянном токе, считается первым электродвигателем, который можно было использовать. Разница 33 года. А если прибавить ещё 1 год, то первый реальный электродвигатель изобретён в 1834 г. Якоби (с непосредственным вращением рабочего вала. Мощность двигателя составляла около 15 Вт, частота вращения ротора 80-120 оборотов в минуту. До этого изобретения существовали только устройства с возвратно-поступательным или качательным движением якоря).
https://ru.about-motors.com/motorcontrol/history/В 1896 г. A. Беккерель неожиданно обнаружил неизвестное ранее излучение, которое испускали соли урана. Первый ядерный реактор построен и запущен в декабре 1942 года в США под руководством Э. Ферми. Разница 46 лет.
http://nuclphys.sinp.msu.ru/radioactivity/ract01.htm,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80.
В 1889 А. Столетов году опубликовал фундаментальную работу «Актино-электрические исследования», в которой дал описание закономерностей фотоэффекта (закон Столетова), ещё не зная о существовании электронов. Первые прототипы солнечных батарей были созданы итальянским фото-химиком Джакомо Луиджи Чамичаном. 25 апреля 1954 года специалисты компании «Bell Laboratories» заявили о создании первых солнечных батарей на основе кремния для получения электрического тока. Разница 65 лет.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82,
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%8F.
«Из первых теорий, пытавшихся объяснить сущность процесса горения, следует отметить теорию флогистона. По этой химической теории все вещества, способные гореть, содержат особое вещество – флогистон, которое выделяется при горении (флогистон – по-гречески «горючий» – флогистос). Впервые теорию флогистона опроверг великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.). Он провел большое количество опытов с прокаливанием свинца и олова в открытых и запаянных сосудах. В этих опытах проводилось взвешивание вещества до и после прокаливания. При этом было показано, что металлы при прокаливании соединяются с воздухом и увеличиваются в весе. Прокаливая металл в запаянном сосуде, М.В. Ломоносов нашел, что хотя на металле и образуется окалина, но общий вес сосуда с металлом остается неизменным. Ломоносов М.В. показал, что флогистон не проникает сквозь стекло запаянного сосуда, а окалина образуется за счет присоединения к металлу воздуха, находящегося в сосуде. Своими опытами Ломоносов М.В. выявил не только сущность процесса горения, но и установил основной закон современной химии – закон сохранения массы вещества (1756г.). Позднее, в 1773г. Лавуазье повторил опыты М.В. Ломоносова и показал, что только часть воздуха соединяется с металлом, причем эта часть содержит ~ 20% от объема воздуха, то есть составляет долю кислорода в воздухе.».
https://koi.tspu.ru/koi_books/arhipov/1str2.htmЯвляясь противником теории флогистона, М. В. Ломоносов, тем не менее, вынужден был делать попытки согласования её со своей «корпускулярной философией» (например, объяснить механизм окисления и восстановления металлов и «состав» серы — рационального понимания явлений не было, отсутствовала научная теорией горения — ещё не был открыт кислород), что было естественно в современной ему всеобщей «конвенциональности» относительно теории «невесомых флюидов», — иначе он не только не был бы понят, но его идеи вообще не были бы приняты к рассмотрению. Основные сомнения М. В. Ломоносова связаны с вопросом невесомости флогистона, который, удаляясь при кальцинации из металла, даёт возрастание веса продукта прокаливания — в чём учёный усматривает явное противоречие «всеобщему естественному закону». М. В. Ломоносов оперирует флогистоном как материальным веществом, которое легче воды — по существу указывая на то, что это — водород. В диссертации «О металлическом блеске» (1745) он пишет: «…При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах из отверстия склянки вырывается горючий пар, который представляет собой не что иное, как флогистон, выделившийся от трения растворителя с молекулами металла (ссылка на „Диссертацию о действии химических растворителей вообще“) и увлечённый вырывающимся воздухом с более тонкими частями спирта. Ибо: 1) чистые пары кислых спиртов невоспламенимы; 2) извести металлов, разрушившихся при потере горючих паров, совсем не могут быть восстановлены без добавления какого-либо тела, изобилующего горючей материей».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87«В создание различных ДВС внесли наибольший вклад такие инженеры как Джон Барбер (изобретение газовой турбины в 1791), Роберт Стрит (патент на двигатель на жидком топливе, 1794 год), Филипп Лебон (открытие светильного газа в 1799, первый газовый двигатель в 1801), Франсуа Исаак де Риваз (первый поршневой двигатель, 1807), Жан Этьен Ленуар (газовый двигатель Ленуара, 1860), Николаус Отто (двигатель с искровым зажиганием и сжатием смеси в 1861 году, четырёхтактный двигатель в 1876-м), Рудольф Дизель (двигатель Дизеля на угольной пыли, 1897, двигатель на керосине с КПД 0,25 в том же году)[7], Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах, Огнеслав Степанович Костович (бензиновый двигатель с карбюратором, 1880-е), Густав Васильевич Тринклер (дизельные двигатели на жидком топливе, 1899), Раймонд Александрович Корейво, Фридрих Артурович Цандер, Вернер фон Браун (реактивные и турбореактивные двигатели, начиная с 1930-х и заканчивая Лунной программой)».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8FПаровая машина, возможно, была создана и использована Фердинандом Вербистом около 1672 года в его изобретении — игрушке на паровом двигателе, сделанной для китайского императора. Первая же достоверно известная паровая машина была построена в XVII веке французским физиком Дени Папеном и представляла собой цилиндр с поршнем, который поднимался под действием пара, а опускался давлением атмосферы после сгущения отработавшего пара. На этом же принципе были построены в 1705 году вакуумные паровые машины Севери и Ньюкомена для выкачивания воды из копей. Значительные усовершенствования в вакуумной паровой машине были сделаны Джеймсом Уаттом в 1769 году. В России первая действующая паровая машина была построена в 1766 году по проекту Ивана Ползунова, предложенному им в 1763 году.
«Уцзин цзунъяо — китайский военный трактат, созданный в 1044 году при династии Северная Сун, составленный известными учёными Цзэн Гунлян, Дин Ду и Ян Вэйдэ, труд является первым в мире манускриптом, в котором приведены рецепты пороха».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%85«В 1883 году шведский инженер Густаф де Лаваль создал паровую турбину, которая представляла собой легкое колесо с лопатками. В 1889 году Лаваль усовершенствовал свою конструкцию, применив сопло, которое сужалось на выходе, что увеличивало скорость пара и, соответственно, скорость вращения ротора (сопло Лаваля). Турбину Лаваля было целесообразно использовать для машин, имеющих высокую скорость (сепараторы, пилы, центробежные насосы)».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0«1678: Фердинанд Вербейст построил модель повозки на основе паровой машины.
1791: Англичанин Джон Барбер получил патент на первую настоящую газовую турбину. Его изобретение имело большинство элементов, присутствующих в современных газовых турбинах. Турбина была разработана для приведения в действие безлошадной повозки.
1832: Французский ученый Бюрден создал первую водяную турбину.
1837: И. Е. Сафонов создал первую в России водяную турбину.
1872: Франц Столц разработал первый настоящий газотурбинный двигатель».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0«В 1791 году англичанин Джон Барбер получил патент на первую настоящую газовую турбину. Его изобретение имело большинство элементов, присутствующих в современных газовых турбинах. Турбина была разработана для приведения в действие безлошадной повозки. Однако только в конце XIX века, когда термодинамика, машиностроение и металлургия достигли достаточного уровня, Густаф де Лаваль (Швеция) и Чарлз Парсонс (Великобритания) независимо друг от друга создали пригодные для промышленности паровые турбины»
https://спутник2.рф/node/274
«Первым, кто изобрел паровоз, стал Ричард Тревитик, инженер из Англии, который в 1801 году сначала продумал конструкцию новых паровых котлов – легких и практичных, а затем запатентовал первый в мире паровоз «Puffing Devil»».
https://www.techcult.ru/technics/2731-kto-izobrel-parovozЭнергия газа от сжигания пороха вовсю известна в 1044 г. Первая паровая машина создана около 1672 г. Первая турбина - 1791 г. (не практична). Первый паровоз - 1801 г. Даже если взять 1745 г. за выявление принципа горения, а 1756 г. - закона сохранения массы вещества, то уже по уму, а не по наитию, технология газовой энергии была применена через 45-56 лет. А между 1672 г. и 1745 г. разница 73 года.
«В последующие годы несколько изобретателей из разных стран пытались создать работоспособный двигатель на светильном газе. Однако все эти попытки не привели к появлению на рынке двигателей, которые могли бы успешно конкурировать с паровой машиной. Честь создания коммерчески успешного двигателя внутреннего сгорания принадлежит бельгийскому механику Жану Этьену Ленуару. Работая на гальваническом заводе, Ленуар пришёл к мысли, что топливовоздушную смесь в газовом двигателе можно воспламенять с помощью электрической искры, и решил построить двигатель на основе этой идеи. Мощность первого практически пригодного двухтактного газового ДВС, сконструированного Ленуаром в 1860 году, составляла 8,8 кВт (11,97 л. с.). Двигатель представлял собой одноцилиндровую горизонтальную машину двойного действия, работавшую на смеси воздуха и светильного газа с электрическим искровым зажиганием от постороннего источника и золотниковым газораспределением. В конструкции двигателя появился кривошипно-шатунный механизм. КПД двигателя не превышал 4,65 %. Несмотря на недостатки, двигатель Ленуара получил некоторое распространение. Использовался как лодочный двигатель».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8FПервый паровоз, но уже далеко не первый двигатель внешнего сгорания - 1801 г., двигатель внутреннего сгорания - 1860 г. Разница 59 лет.
«В 1875 году на железной дороге под Сестрорецком Фёдор Аполлонович Пироцкий впервые запустил железнодорожные вагоны на электрической тяге. Спустя пять лет, 22 августа (3 сентября) 1880 года, в городе был пущен вагон с электродвигателем и с питанием через рельсы, однако он не выдержал давления со стороны владельцев конки.
В 1879 году на Германской промышленной выставке демонстрировался электровоз мощностью 3 л. с., созданный немецким инженером Вернером фон Сименсом. Локомотив использовался для катания посетителей по территории выставки. Скорость составляла 6,5 км/ч, локомотив питался от третьего рельса постоянным током напряжением 160 В.
Важный вклад в создание электровоза внёс американский изобретатель Лео Дафт (англ. Leo Daft)[3]. В 1883 году он построил свой первый электровоз «Ампер» (Ampère). Эта машина имела массу в две тонны и могла тянуть десять тонн с максимальной скоростью 9 миль в час (16,7 км/ч), а мощность составляла 25 л. с. — значительный прогресс по сравнению с самым первым электровозом Сименса. После «Ампера» Дафт построил локомотивы «Вольта» (Volta) и «Пачинотти» (Pacinotti). Позднее Дафт занялся электрификацией трёхмильного участка балтиморской конки, однако данный опыт к успеху не привёл, так как система с питанием от третьего рельса оказалась слишком опасной для условий города и очень капризной в эксплуатации.
Тем не менее электрическая тяга оказалась очень эффективной, и уже к 1900 году во многих странах появляются электрические локомотивы, пассажирские вагоны с тяговыми двигателями (прототип электропоездов) и трамваи».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B0Я не знаю, какие даты тут брать, какие периоды отсчитывать. Первый паровоз - 1801 г. Первый рабочий электродвигатель, от Якоби - 1834 г. Электровозы: 1875 г., 1879 г, 1900 г. Если считать чисто по прогрессу транспорта, то разница в лучшем случае - 74 года (1801-1875 гг).
Маглев.
«Первый релевантный патент был выдан Альберту С. Альбертсону 2 декабря 1902 года,. Он использовал магнитную левитацию для снятия части веса с колес при использовании традиционного привода.
В 1912 году французско-американский изобретатель Эмиль Башеле продемонстрировал модель поезда с электромагнитной левитацией и пропульсией в Маунт-Вернон, штат Нью-Йорк.
В 1907-1941 годах было выдано несколько патентов различным изобретателям по всему миру на высокоскоростные транспортные системы, использующие магнитную левитацию и линейные моторы.
В конце 1940-х годов британский электротехнический инженер Эрик Лейтвейт разработал первую полноразмерную рабочую модель линейного индукционного мотора, который в дальнейшем стал основой для маглева».
https://dzen.ru/a/ZSxYyV5AA00VJDUHПервая публичная система маглев (M-Bahn) построена в Западном Берлине в 1980-х годах.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B5%D0%B2«The M-Bahn or Magnetbahn was an elevated Maglev train line operating in Berlin, Germany, experimentally from 1984 and in passenger operation from 1989 to 1991».
https://en.wikipedia.org/wiki/M-BahnОт электровоз в лучшем случае с 1875 г., в худшем с 1900 г. Маглев в среднем - 1949 г. Разница 49-74 лет. Если брать период между рабочими версиями транспортов (1900-1989 гг), то это разница 89 лет.
Так к чему всё это чёртово занудство? Если посмотреть на фундаментальные принципы эксплуатации явлений природы, то никакого ускорения прогресса с 1672 г. по 1989 г. не наблюдается. Периоды: 34 года, 46 лет, 65 лет, 45-56 лет, 73 года, 59 лет, 74 года, 49-74 лет, 89 лет. Причём рекордсмены по тугодумию - фотоэнергетика и маглев.
«В 1920 году британский астрофизик Артур Эддингтон (1882-1944) впервые высказал гипотезу, что звезды получают свою бесконечную энергию за счет синтеза водорода в гелий. Теория Эддингтона была впервые опубликована в 1926 году. Родившийся в Новой Зеландии физик Эрнст Резерфорд (1871-1937), получивший Нобелевскую премию в области химии в 1908 году, занимался изучением внутренней структуры атома. Он понял, какую огромную мощь можно получить из атомного ядра. В 1934 году, во время своего знаменитого эксперимента, который стал началом современных исследований в сфере синтеза, он осуществил синтез дейтерия (тяжелого изотопа водорода) в гелий, отметив «колоссальное полученное воздействие»».
https://www.iter.org/multilingual/rf/1/35Ну вот, сегодня 2024 год, а практическое применение ядерного синтеза для выработки энергии всё ещё нет. Разница 90-104 года, и всё нарастает. Рекорд по тугодумию. А телепортация материи через её разбивку на элементарные частицы когда будет? А прямая телепортация когда будет? Если телепортация вообще существует. А энергетика на антиматерии когда будет? Энергетика на грозах? Пьезоэнергетика, виброэнергетика? Электромобили только сейчас начали внедрять. По фундаментальным отраслям мы тормозим. Мне это не напоминает ни экспоненту, ни гиперболу. Можно сказать, что старые сферы науки исчерпываются, открываются новые и за их счёт чуть-чуть модифицируются фундаментальные технологии с уже исчерпанным потенциалом. Хотя это не исключает того факта, что мозгов на это надо дофига и всё больше, а потому интеллектуальная нагрузка на человечество возрастает. Вот только с этой позиции, может быть, уместно говорить об экспоненте или гиперболе. Как правильно замечает общество, особенно конспирологи, активно развивается только электроника, то есть технологии контроля, шпионажа, подавления, трахания мозга. Генетика пока вообще сосунок, существует достаточно давно, а изменений в повседневной жизни нет.
Добавлено спустя 2 мин.
Авиация-космос. Я не удержался. Без этого хроника была бы неполной.
«Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903 года. «Флайер-1» продержался в воздухе 12 секунд и пролетел 36,58 метров (120 футов). На усовершенствованных моделях братья Райт 20 сентября 1904 года впервые в мире выполнили полёт по кругу, а в 1905 году — полёт по замкнутому маршруту длиной в 39 км».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82««Спутник-1» — первый в мире искусственный спутник Земли, советский космический аппарат, запущенный на орбиту 4 октября 1957 года».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-1Разница 54 года. Если считать по запуску человека в космос в 1961 г., то разница 58 лет.
«STS-1 (Space Transportation System)— первый испытательный космический полёт многоразового транспортного космического корабля «Колумбия» по программе «Спейс шаттл». Первый полёт корабля многоразового использования, 1981 г.».
https://ru.wikipedia.org/wiki/STS-1Разница с первым полётом самолёта и первым полётом «космического самолёта» 78 лет. 24 года разница относительно запуска первого спутника.
«Первая в истории посадка первой ступени [космической ракеты (собственно сама ракета, а не позорная капсула)] на Землю, выполненная после вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту — 2015 г.»
https://ru.wikipedia.org/wiki/SpaceXРазница между первым спутником и многоразовой ракетой - 58 лет.
А что автомобили?
«Benz Patent-Motorwagen (с нем. «патентованный автомобиль Бенца») — первый в мире автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (как и автомобиль Даймлера), построенный в 1885 году немецким изобретателем Карлом Бенцем».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Benz_Patent-MotorwagenКороче, ровесник электровозов. А что же электромобили?
«Вряд ли кто-то сейчас сомневается, что будущее автомобилей за электрокарами. Они не только более экологичные, но и превосходят автомобили с ДВС по характеристикам, при этом стоят значительно дешевле. Чаще всего, когда речь заходит об электромобилях, люди в первую очередь вспоминают сразу Tesla Илона Маска. Да и вообще принято считать, что машины с электрическими двигателями появились совсем недавно. На самом деле это не так — история электромобилей насчитывает без малого 200 лет. Они появились даже раньше, чем модели с двигателями внутреннего сгорания. Причем уже тогда они впечатляли своими характеристиками. К примеру, в конце XIX века был создан автомобиль La Jamais Contente, который развивал скорость свыше 100 км/ч. А первый гибрид, который сочетал в себе бензиновый и электрический двигатель, появился в 1916 году. Изобретение первых автомобилей на электрической тяге приписывают разным инженерам. Один из них — Томас Дэвенпорт. Он является изобретателем электродвигателя постоянного тока. В 1834 г. его мотор был установлен в самоходную платформу. Правда, она могла двигаться только по электрифицированному треку. Годом позже в 1835 г. профессор Сибрандус Стрэтинг из Университета Гронингена вместе со своим ассистентом Кристоферомм Беккером разработали электрический автомобиль, который приводился в движение от первичных гальванических элементов. Однако официально изобретение первого электромобиля с одноразовой батареей приписывают Томасу Дэвенпорту и Роберту Дэвидсону. Произошло это в далеком 1842 году. Первый электрокар с перезаряжаемой батареей, получивший название Flocken Elektrowagen, появился только 46 лет спустя. Однако отправной точкой в истории становления электромобилей стал 1898 год, когда появился автомобиль Jeantaud Duc, который развивал скорость свыше 60 км/ч.».
https://hi-news.ru/technology/kogda-poyavilis-pervye-elektromobili-istoriya-evolyuci.html«Экологический скандал Дизельгейт с VW (2015) подтолкнул многих автопроизводителей к производству электромобилей. Активно ведутся разработки электромобилей в Китае. По итогам 2021 года мировые продажи электромобилей и подзаряжаемых гибридов выросли, по данным Международного энергетического агентства (IEA), более чем вдвое — с 3,1 до 6,6 млн машин, по сравнению с 2020 годом, а рыночная доля выросла соответственно с 4,1 до 8,6 %. При этом аналитики обратили внимание, что попутно существенно повысились цены на важное сырьё для производства тяговых аккумуляторов — литий подорожал за год сразу на 150 %, никель — на 25 %, графит — на 15 %. А при сохранении подобных темпов продаж уже в 2025 году наступит мировой дефицит лития. В 2022 году глобальные продажи электромобилей выросли почти на 70 %, доля рынка мировых продаж электромобилей впервые составила около 10 %. Доля проданных полностью электрических авто в Европе достигла 11 %, в Китае — 19 % (на долю Китая пришлось 2/3 мировых продаж электромобилей). За этот год в КНР производство увеличились на 96,9 %, а продажи на 93,4 %; на конец 2022 года в стране насчитывалось 5,21 млн зарядных колонок для электромобилей (более 2,59 млн из них были построены в этом году).».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8CЭлектромобили - ещё один рекордсмен по тормознутости. Но генетика не такая тормознутая. Хотя по наглядному изменению мира она очень тормознута.
20 июл 2018, «Как робкий и тревожный монах Мендель положил начало современной генетике и умер непонятым», «ТАСС. Наука»,
https://nauka.tass.ru/nauka/5385301 : «Монаха-августинца Грегора Менделя часто называют отцом генетики, но это не совсем точный эпитет. Генетика как учение о наследственности уходит корнями в античность. Зачатки современной генетики появились в конце XVIII века, когда в Европе и Северной Америке один за другим открывались дома сумасшедших: для отчетности перед властями врачи и психиатры собирали и обрабатывали подробные данные о пациентах и в конце концов пришли к догадке, что безумие обусловлено наследственностью. О наследственности рассуждали и натуралисты XIX века, в том числе Чарльз Дарвин, один из основоположников эволюционной теории и современник Менделя. Дарвин не знал об экспериментах Менделя и был приверженцем популярной идеи, что черты отдельной особи — результат смешения, что-то вроде среднего значения признаков ее родителей. Мендель своими опытами с кустами гороха показал, что эта гипотеза неверна: черты определяются двумя "факторами", отцовским и материнским, но в особи проявляется только один, доминантный, а второй, рецессивный, скрыт. В наши дни ученые называют эти факторы генами. Отцом генетики в узком смысле — как науки о генах — и стал Мендель. Сначала он экспериментировал на мышах и пчелах, но в конце концов остановился на горошке. С точки зрения натуралиста у горошка несколько преимуществ: он быстро растет, занимает мало места, может опылять сам себя, но также благодаря закрытой форме цветка его легко опылять вручную с помощью кисточки — в обоих случаях размножение остается под контролем. Вдобавок большинство признаков горошка, которые выбрал для сравнения Мендель, передаются по отдельности (позже выяснилось, что гены, расположенные в ДНК недалеко друг от друга, часто наследуются в связке)».
05.11.2009, «Генетически модифицированные организмы (ГМО). Справка», «РИА НОВОСТИ»,
https://ria.ru/20091105/192034001.html : «Первый ГМ-продукт был получен в 1972 году, когда ученый Стэнфордского университета Пол Берг объединил в единое целое два гена, выделенных из разных организмов, и получил гибрид, который не встречается в природе».
«Наблюдение того, что живые существа наследуют черты от своих родителей, использовалось с доисторических времен для улучшения сельскохозяйственных растений и животных посредством селекционного выведения (искусственного отбора). Начало современной генетике было заложено в работах августинского монаха Грегора Менделя [1822-1884] в середине XIX века».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B026 ноября 2018, «В Китае родились первые генетически-модифицированные дети», «Forbes»,
https://www.forbes.ru/tehnologii/369639-v-kitae-rodilis-pervye-geneticheski-modificirovannye-deti : «Целью этой работы, по словам исследователя, было рождение детей, обладающих устойчивостью к ВИЧ. Последующий анализ ДНК показал, что редактирование прошло удачно, причем изменения затронули только нужный ген. Речь идет о гене CCR5: он кодирует белок, позволяющий вирусу иммунодефицита человека проникнуть в клетку. Мутации в этом гене, обеспечивающие носителю устойчивость к ВИЧ, с небольшой частотой присутствуют в некоторых человеческих популяциях».
29.05.2021, «Первая успешная генетическая модификация человека», «TechInsider»,
https://www.techinsider.ru/science/340002-pervaya-uspeshnaya-geneticheskaya-modifikatsiya-cheloveka/ : «В 2017 году китайские ученые успешно отредактировали генетическую информацию с помощью CRISPR, чтобы удалить генетические мутации из жизнеспособных человеческих эмбрионов».
Разница около 122 лет и 45 лет соответственно.
«С 1996 года, когда началось выращивание ГМ-растений, площади, занятые ГМ-культурами, выросли до 175 млн гектаров в 2013 году (более 11 % от всех мировых посевных площадей). Такие растения выращиваются в 27 странах, особенно широко — в США, Бразилии, Аргентине, Канаде, Индии, Китае, при этом, начиная с 2012 года, производство ГМ-сортов развивающимися странами превысило производство в промышленно развитых государствах. Из 18 миллионов фермерских хозяйств, выращивающих ГМ-культуры, более 90 % приходится на малые хозяйства в развивающихся странах. На 2013 год, в 36 странах, регулирующих использование ГМ-культур, было выдано 2833 разрешения на использование таких культур, из них 1321 — для употребления в пищу, и 918 — на корм скоту. Всего на рынок допущено 27 ГМ-культур (336 сортов), основными культурами являются: соя, кукуруза, хлопок, канола, картофель. Из применяемых ГМ-культур подавляющее большинство площадей занимают культуры, устойчивые к гербицидам, насекомым-вредителям или культуры с комбинацией этих свойств».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BCРазница 24 года между первым выведением ГМО и началом их массового производства.
Добавлено спустя 4 ч.
Я забыл кое-что про авиацию.
«Первый реактивный самолет в мире», «Территория полёта»,
https://territoriapoleta.ru/stati/o-vozdukhoplavanii/pervyy-reaktivnyy-samolet-v-mire/ : «Считается, что самолет с реактивным двигателем появился в 1910 году. Тогда конструктор Анри Коанда создал модель поршневого двигателя, а компрессор с лопастями запускал движение. После войны стали заявлять, что самолет оснащался реактивным двигателем, но ранее утверждали противоположное.
Первый в мире самолет с реактивным двигателем, прошедший испытания, был немецкий He.176. Его полет состоялся 20 июня 1939 года. Несмотря на его довоенное создание, реактивная авиация стала активно применяться только к середине мировой войны. До этого использовались турбовинтовые самолеты.
Первый самолет, отличающийся от привычных миру, создал Анри Коанда, но его прототип оказался не жизнеспособным. Несмотря на это, он утверждал, что задумка о создании реактивной авиации принадлежит ему.
Первым устройством на ракетной тяге стал Lippisch Ente, который поднялся в воздух в 1928 году. Были попытки создать летательные аппараты на реактивной, импульсной, турбовинтовой и ракетной тяге.
Интересно, что официальным изобретателем реактивного двигателя стал Фрэнк Уиттл из Великобритании. Ему был выдан патент на изобретение в конце XIX века.
Мировые прототипы реактивных самолетов создавались в США, Великобритании, Германии, Франции и в других странах мира. Вот наиболее известные из них:
He-178 – немецкая модель, созданная в 1939 году;
28/39 – британская модель с турбореактивным двигателем, взлет состоялся в 1941 году;
Не-176 – немецкий истребитель, который появился в середине 1939 года;
БИ-2 – созданный в СССР раньше других;
1 – итальянская модель;
Ока – японский прототип, который создали в 1940 году;
Bell P-59 – американский прототип, который имел два двигателя ракетного типа;
Gloster Meteor – британский прототип, изобретен в 1943 году;
Lockheed F-80 – американский самолет, который использовался в японско-корейской войне;
B-45 Tornado – американский тяжелый бомбардировщик, создан в 1947 году;
МиГ-15 – российская модель, которая поднялась в небо в 1947 году.
Это наиболее известные мировые прототипы реактивных самолетов, которые позволили совершить прорыв в авиастроении. Но первый успешный немецкий прототип был истребителем. Он поднялся в воздух 27. 08. 1939 года.
Германия стала первой страной, которая изобрела такой самолет. Когда у Германии появились реактивные боевые летательные аппараты, весь мир удивился. В проектировании участвовали лучшие немецкие конструкторы. Наиболее успешным проектом стал Messerschmitt Ме-262. Он прошел все испытания и поднялся в небо. Его первым начали выпускать серийно».
«В 1791 году английский изобретатель Джон Барбер предложил идею коловратного двигателя с поршневым компрессором, камерой сгорания и газовой турбиной. В 1909 году русский изобретатель Н. В. Герасимов запатентовал схему газотурбинного двигателя для создания реактивной тяги (турбореактивного двигателя). Патент на использование газовой турбины для движения самолёта получен в 1921 году французским инженером Максимом Гийомом. Первый образец турбореактивного двигателя продемонстрировал английский инженер Фрэнк Уиттл 12 апреля 1937 года и созданная им небольшая частная фирма Power Jets. Он основывался на теоретических работах Алана Гриффита. Первое полезное применение турбореактивного двигателя произошло в Германии на самолёте Heinkel He 178 с ТРД HeS 3. ТРД разработан Хансом фон Охайном почти одновременно с Уиттлом — первый пуск в сентябре 1937 года, изготовлялся фирмой Heinkel-Hirth Motorenbau. Лётчик Эрих Варзиц совершил первый полёт 27 августа 1939 года».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C Фрэнк Уиттл и патент на изобретение в конце XIX века? А тут пишут вот что:
«История Френка Уиттла изобретателя авиационного газотурбинного двигателя», Николай Александров,
http://engine.aviaport.ru/issues/05/page36.html : «В 1926 г. девятнадцатилетний Френк Уиттл поступил в Королевский авиационный колледж в городке Кранвелл, который готовил пилотов для английских ВВС. В процессе обучения кадеты должны были готовить тезисы докладов по техническим темам. Впоследствии Уиттл вспоминал, что в качестве последней темы он выбрал "Пути совершенствования конструкции самолетов"».
Ага, «история изменчива, будущее предопределено».
«Мессершмитт Me.262 — немецкий дозвуковой турбореактивный истребитель нулевого поколения времён Второй мировой войны. Является первым в мире серийным турбореактивным самолётом и первым в мире турбореактивным самолётом, участвовавшим в боевых действиях. Первый полёт 18 апреля 1941 года — с поршневым двигателем, 18 июля 1942 года — с реактивным двигателем. Начало эксплуатации апрель 1944 года».
https://ru.wikipedia.org/wiki/Messerschmitt_Me.262Первый вертолёт.
«Первое упоминание о вертикально взлетающем аппарате появилось в Китае около 400 года н. э. Аппарат представлял собой игрушку в виде палки с прикреплёнными к концу этой палки перьями в виде винта, которую следовало раскручивать в зажатых ладонях для создания подъёмной силы, а затем отпускать.
Независимо от идеи летательного аппарата Леонардо да Винчи, труды которого были найдены много позже, М. В. Ломоносов пытался создать летательный аппарат вертикального взлёта, который должны были обеспечивать спаренные винты, однако это устройство не подразумевало пилотируемых полётов — основным предназначением данного прибора были метеорологические исследования.
В 1853—1860 годах во Франции Гюстав Понтон д’Амекур разработал проект летательной машины — «аэронефа». Аэронеф должен был подниматься вверх с помощью двух соосных винтов, приводимых в движение паровой машиной.
Первые успехи. Главной причиной появления вертолётов, которые смогли оторваться от земли, стало применение в качестве силовой установки бензинового двигателя, обладающего по отношению к паровому двигателю большей мощностью при меньшем весе. Первый в истории вертикальный полёт состоялся 24 августа (по другим источникам, 29 сентября) 1907 года и продолжался одну минуту (полёт проходил на привязи, без пилота и не был управляемым). Вертолёт, построенный братьями Луи и Жаком Бреге (Louis & Jacques Bréguet) под руководством профессора Шарля Рише (Charles Richet), поднялся в воздух на 50 см. Аппарат имел массу 578 кг и был оснащён двигателем Antoinette мощностью 45 л. с. Также существуют данные о том, что в 1905 году француз М. Леже создал аппарат с двумя противоположно вращающимися винтами, который мог на некоторое время отрываться от земли.
Первым человеком, поднявшимся в воздух на вертолёте, был французский механик велосипедов Поль Корню (Paul Cornu). 13 ноября 1907 года он сумел, на сконструированном им вертолёте, подняться вертикально в воздух на высоту 50 см и провисеть в воздухе 20 секунд.
В 1922 году профессор Георгий Ботезат, эмигрировавший после революции из России в США, построил по заказу армии США первый устойчиво управляемый вертолёт, который смог подняться в воздух с грузом на высоту 5 м и находиться в полёте несколько минут.
14 января 1942 года состоялся первый полёт вертолёта R-4 фирмы Sikorsky. Двухместный R-4, созданный на базе VS-300, стал первым в мире серийным вертолётом».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82Воздушный шар.
«Первыми воздушный шар в 1783 году изготовили братья Монгольфье, наполнявшими шар горячим воздухом».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%88%D0%B0%D1%8005.06.2019, «Первый в мире воздушный шар поднялся в небо 236 лет назад», «Парламентская газета»,
https://www.pnp.ru/in-world/pervyy-v-mire-vozdushnyy-shar-podnyalsya-v-nebo-236-let-nazad.html : «Французские изобретатели братья Монгольфье 5 июня 1783 года впервые в истории запустили в воздух тепловой аэростат. Воздушный шар поднялся на высоту до 2000 метров и пролетел за 10 минут около 2,5 км. Получив в наследство от отца бумажную фабрику, Жозеф и Жак-Этьен мечтали прославиться на ином поприще. Братья мечтали о создании воздушного шара, который бы перевозил людей на большие расстояния по воздуху. Прямо во дворе фабрики французы проводили свои эксперименты, и первые воздушные шары создавали из холста, обклеивая бумагой. Первый публичный полёт состоялся без пассажиров, однако уже в ноябре появились первые желающие испытать полёт. Физик Пилатр дэ Розье и маркиз Француа д’Арланд совершили полёт на воздушном шаре почти полчаса.
Интересно, что первые идеи об осуществлении полёта при использовании подъёмной силы лёгких газов были найдены в материалах, относящихся к XIV веку. Так, француз Вассона в своих трудах писал о запуске воздушного шара в Пекине ещё в 1306 году, который был приурочен к торжествам в честь восшествия на престол императора Фо Кина».
«Первыми в деле дирижаблестроения были французы, которые совершали пробные полеты с 1850-х годов. Наконец, в 1901 году французский воздухоплаватель Альберто Сантос-Дюмон после нескольких попыток облетел со скоростью чуть более 20 км/ч Эйфелеву башню на своем аппарате «Сантос-Дюмон номер 6». На другом конце Европы наш великий соотечественник Константин Циолковский разрабатывал идеи гигантских дирижаблей. Первый технически обоснованный проект большого грузового дирижабля был предложен им еще в 1887 году. Для своего времени идея оказалась слишком смелой: огромный цельнометаллический дирижабль длиной 210 метров был рассчитан на перевозку 200 человек и 14 тонн груза. К изготовлению управляемых аэростатов в России приступили только в 1908 году и с гораздо более скромного проекта. Это был небольшой по размеру дирижабль с одним баллонетом, рассчитанный на 2–3 человек. Первый полет состоялся в сентябре 1908 года».
https://rostec.ru/news/dirizhabli-vozvrashchenie-vozdushnykh-gigantov/«Изобретателем дирижабля считается Жан Батист Мари Шарль Мёнье. Дирижабль Мёнье должен был быть сделан в форме эллипсоида. Управляемость должна была быть осуществлена с помощью трёх пропеллеров, вращаемых вручную усилиями 80 человек. Изменяя объём газа в аэростате путём использования баллонета, можно было регулировать высоту полёта дирижабля, и поэтому он предложил две оболочки — внешнюю основную и внутреннюю.
Дирижабль с паровым двигателем конструкции Анри Жиффара, который позаимствовал эти идеи у Мёнье более чем полвека спустя, совершил первый полёт только 24 сентября 1852. Такая разница между датой изобретения аэростата (1783 г.) и первым полётом дирижабля объясняется отсутствием в то время двигателей для аэростатического летательного аппарата. Следующий технологический прорыв был совершён в 1884 году, когда был осуществлён первый полностью управляемый свободный полёт на французском военном дирижабле с электрическим двигателем».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C#%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82%D1%8BКосмические станции.
«Долговременная орбитальная станция «Салют»», «Энергия»,
https://www.energia.ru/ru/history/salut/salut-1.html : «Первой в мире орбитальной станцией стала станция «Салют», работа над которой началась в конце 1969 года. В это время ЦКБЭМ было в СССР признанным лидером в области реализации пилотируемых космических программ.
19 апреля 1971 года стартовала ракета-носитель «Протон» с ДОС № 1, которая получила название «Салют». Это название сохранилось для всей последующей серии орбитальных станций. Мало кто знает, что название станции в действительности было «Заря». Именно это слово крупными буквами было написано на ее корпусе, с этим названием первая станция ушла в полет. Но пришлось срочно, буквально перед стартом, ее переименовывать, потому что, как оказалось, это название для космического аппарата уже использовалось в Китае.
Первая экспедиция на станцию (космонавты В.А. Шаталов, А.С. Елисеев и Н.Н. Рукавишников) на корабле «Союз-10» стартовала с космодрома Байконур 23 апреля 1971 года. Механический захват станции с помощью стыковочного механизма корабля «Союз-10» был выполнен, но из-за неполадок, возникших при стягивании, штатная стыковка не состоялась, и экипажу пришлось вернуться на Землю.
Вторая экспедиция стартовала на орбиту 6 июня 1971 года на корабле «Союз-11». Стыковка и переход экипажа на станцию прошли нормально. Космонавты работали на орбите около 23 суток, установив абсолютный рекорд пребывания человека в космосе.
«Союз-11» с экипажем был отстыкован от станции и совершил посадку на Землю 30 июня 1971 года. Посадка завершилась трагически: космонавты Г.Т. Добровольский, В.Н. Волков и В.И. Пацаев погибли из-за разгерметизации СА. В связи с аварией полеты экипажей на станцию далее не проводились, и она функционировала на орбите в беспилотном режиме. 11 октября 1971 года по команде с Земли станция вошла в плотные слои атмосферы над акваторией Тихого океана и прекратила свое существование».
15 июня 2023, «На орбиту Земли запустили первый в мире космический завод», «Метеовести»,
https://www.meteovesti.ru/news/1686799664107-na-orbitu-zemli-zapustili-pervyy-v-mire-kosmicheskiy-zavod : «Компания «Varda», стартап из Калифорнии, США, запустила в космос первый в истории орбитальный завод. Старт состоялся вечером 12 июня нынешнего года. Доставку на орбиту обеспечила ракета Falcon 9 от компании SpaceX. Космический аппарат получил то же название, что и сам стартап – «Varda».
Он представляет собой небольшую капсулу диаметром около 70 см. Даже столь скромные размеры аппарата позволили разместить в нём целую научную роботизированную лабораторию. Здесь будут создаваться химические компетентны, которые потом будут использовать для создания лекарств. Получается, что первый космический завод – это фармацевтическая фабрика. В чём же его преимущество перед земными фабриками? Всё дело в том, что в космосе в жидкости не образуются комки – частицы распределяются равномерно по всей емкости. Это позволяет получать вещества с чрезвычайно высокой точностью. Также в космосе нет загрязняющих частиц, а, значит, можно создать максимально стерильные условия, чего не получилось бы на Земле.
Как сообщает интернет-издание «New Atlas», «Varda» будет вращаться вокруг Земли на высоте 1000 км. В начале августа этого года фабрика начнёт замедляться, а сход с орбиты планируется в середине того же месяца. В нижних слоях атмосферы капсула раскроет парашют и мягко приземлится на полигоне ВВС США в штате Юта. Учёные ожидают, что приземление никак не повлияет на целостность оборудования и самих лекарств. Если всё пройдёт успешно, до конца года компания запустит вторую миссию.
В ближайших планах компании – создание многоразовых космических фабричных модулей. Также рассматривается идея запуска производственной станции, которая будет постоянно находится на орбите, а доставка с Земли материалов и средства технического обслуживания, а также возвращение готовых продуктов на планету будет осуществляться ракетами по мере необходимости. Сбудутся эти планы или нет – покажет время, но эпоха космических фабрик официально началась».
Первый воздушный шар с человеком на борту - 1783 г. Первый дирижабль - 1852 г. Разница 69 лет. Первый самолёт (винтовой) - 1903 г. Разница 51 год. Первый реактивный самолёт - 1939 г. Первый серийный реактивный самолёт - 1942 г. Разница 36 лет. Первый космический шаттл - 1981 г. Разница 39 лет.
Первый вертолёт с человеком - 1907 г., можно сказать, ровесник самолёта. Первый устойчиво управляемый вертолёт - 1922 г. Первый серийный вертолёт - 1942 г. Разница 35 лет. Разница с первым самолётом - 39 лет.
Первый искусственный спутник Земли (и первая космическая ракета) - 1957 г. Первая космическая станция - 1971 г. Разница 14 лет. Первый космический завод - 2023 г. Разница 52 года относительно станции.
18 апреля 2016, «Кто изобрел первую космическую ракету?», «Ярпатентъ»,
https://yarpatent.ru/blog/who-invented-the-first-space-rocket.html : «Что такое космическая ракета? Чем она отличается от обычной? Космическая ракета – это ракета составная, многоступенчатая, работающая на жидком топливе. Никто в готовом виде такую ракету сразу не придумал!
Первые простые ракеты появились ещё в 13 веке в Китае.
Эскизы и чертёжи первых многоступенчатых ракет появились в трудах военного техника Конрада Хааса (1556 г.) и учёного Казимира Семеновича (1650 г.). Именно он, по мнению многих специалистов, является первым изобретателем многоступенчатой ракеты. Но это были военно-инженерные проекты. Ни Хаас, ни Семенович не предполагали их использование в космических целях.
Первым идею использования многоступенчатой ракеты для полёта в космос предложил в 17 веке… Сирано де Бержерак в своей фантастической повести «Путешествие на Луну» (1648 г.).
Но дело в том, что обычная многоступенчатая ракета на твёрдом топливе (в основном предлагался порох) не годилась для космических полётов. Нужен был принципиально иной вид топлива.
И вот, наконец, в начале 20 века, в 1903 году, наш соотечественник К. Э. Циолковский придумал, как научить ракету летать в космосе. Он придумал ЖИДКОЕ двухкомпонентное топливо!
Годдард в 1914 г. первым, наконец, предложил прототип настоящей космической ракеты – многоступенчатую ракету на жидком топливе. То есть Годдард свёл воедино две основополагающих идеи – идею многоступенчатости и идею жидкого топлива. Многоступенчатость + Жидкое топливо = Космическая ракета. То есть проект настоящей космической ракеты впервые появился именно в трудах Годдарда. Причём в конструкции ракеты Годдарда предусмотрено последовательное отделение ступеней. Именно Годдард в 1914 г. впервые получил патент на изобретение многоступенчатых ракет.
Более того, Годдард занимался не только теоретическими выкладками. Он был ещё и практик! В 1926 году именно сам Годдард и построил первую в мире ракету с жидкостным реактивным двигателем (на жидком топливе). Построил и запустил! (Пусть тогда ещё и не на очень большую высоту, но это же был только первый пробный запуск!)
Так что если к кому в большей степени и относится фраза «придумал космическую ракету» – так это именно к Годдарду».
Первый самолёт - 1903 г. Первая ракета с жидкостным реактивным двигателем - 1926 г. Разница 23 года. Первая космическая ракета - 1957 г. Разница 31 год.
13 февраля 2017, «Первый в мире летающий автомобиль поступил в продажу», «Autonews»,
https://www.autonews.ru/news/58a1c89e9a79475f919982b2 : «В Нидерландах в продажу поступил первый в мире серийный летающий автомобиль. Модель под названием PAL-V Libertу обойдется в сумму от 499 тыс. евро. Автомобиль будет выпущен тиражом в 90 экземпляров, а первые экземпляры клиенты получат не раньше 2018 года».
Эту штуку вообще не понятно, к чему относить: к авто, самолёту или вертолёту. Это скорее вертолёт. Разница с первым серийным - 75 лет. Но пока, судя по новостям, никто PAL-V Libertу не покупает. Даже в Википедии глухо. Даты переносят, кормят обещаниями, как будто разводилово.
«В феврале 2017 года стартовала маркетинговая кампания и было объявлено о скором начале продаж первого коммерческого летающего автомобиля. Серийная модель впервые была публично показана на Женевском автосалоне 6 марта 2018 года. Старт продаж намечен на 2021 год. Что интересно, на официальном сайте указана другая дата — 2022 год. 9 марта 2020 года стало известно, что завод по производству автомобилей PAL-V будет построен в Индии, в штате Гуджарат».
https://ru.wikipedia.org/wiki/PAL-V Короче, если почитать новости, то летающие автомобили в одиночных рабочих экземплярах появляются тут и там, но серийного производства нет.
31 августа 2023, «Китайский летающий автомобиль совершил первый полет», «Известия»,
https://iz.ru/1567017/video/kitaiskii-letaiushchii-avtomobil-sovershil-pervyi-polet : «В китайском городе Чанше совершил первый полет летающий автомобиль. XPeng X2 весом 680 кг преодолел 1,5 км за четыре минуты, передает телеканал «Известия». Аппарат способен нести груз до 160 кг и пока может находиться в воздухе всего 25 минут до перезарядки батарей. Ряд автопроизводителей в Китае уже включились в гонку производства летающих авто».
Реактивный ранец.
«20 апреля 1961 года на пустыре около аэропорта городка Ниагара Фоллс был совершён первый в истории свободный полёт на ракетном ранце (на открытом пространстве и без привязи). Пилот Гарольд Грэм поднялся на высоту примерно 4 футов (1,2 метра) и плавно полетел вперёд со скоростью примерно 10 км/ч. Он пролетел по прямой 108 футов (меньше 35 метров) и приземлился. Весь полет продолжался 13 секунд. Реактивный ранец перестал быть фантастикой».
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%8614 ноября 2016, «JB-10 – первый реактивный ранец, поступивший в свободную продажу», «Техкульт»,
https://www.techcult.ru/technics/3685-reaktivnyj-ranec-jb-10 : «После серии успешных испытаний в Европе создатель реактивного ранца JB-10 Дэвид Майман заявил о том, что его детище поступает в свободную продажу, правда, сделал при этом оговорку: «для высококвалифицированных покупателей». Отгрузка первых комплектов запланирована на апрель-май 2017 года».
04.08.2023, «Как стать суперменом: мы узнали, сколько стоят реактивные костюмы», «TechInsider»,
https://www.techinsider.ru/technologies/1557103-pochyom-kostyum-supermena-my-uznali-skolko-stoyat-reaktivnye-kostyumy/ : «Есть хорошая новость: если вы, читатель, можете позволить себе второй Bentley, то и суперменский полёт вам по зубам. Правда, народные массы обрадовать пока не можем, ведь цена носимых летательных аппаратов кусается. Пока.
Zapata EZFly, страна: Франция, Скорость: 150 км/ч, Время полёта: 10 мин., Цена: $250 000.
Jetpack JB-10, Страна: США, Скорость: 193 км/ч, Время полёта: 8 мин., Дальность: 16 км, Высота: 4,6 км, Цена: $300 000.
Gravity Jet Suit, Страна: Великобритания/США, Скорость: 137 км/ч, Время полёта: 10 мин., Дальность: 16 км, Высота: 3,7 км, Цена: $450 000».
Первый успешный образец реактивного ранца - 1961 г. Первое поступление адекватного реактивного ранца в свободную продажу - 2016 г. Несколько вариантов ранцев свободно продаются в 2023 г. Разница от 55 до 62 лет.
Вот такая вот «технологическая сингулярность».