Драконы на Руси
На главную страницу
Dragon's Nest. Добро пожаловать в мир драконов
«Железные дороги и огненные телеги беспокоят Дракона Земли
и сводят на нет его благое воздействие на почву»

Из листовки членов китайского общества «Кулак во имя справедливости и согласия». 1900 г.
Драконы на Руси
Драконы на Руси
Драконы на Руси
Драконы на Руси
Драконы на Руси  Dragon's Nest / Драконы в разных частях света / Драконы на Руси /
Драконы на Руси
Драконы на Руси
Драконы на Руси
Драконы на Руси

Драконы на Руси

Русь
Южные славяне. IX-XI вв. н.э.

Знали огненных змеев и на Руси. Например, в 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром».

Похожи русские огненные змеи на огняников и характером. В известном «Словаре русских суеверий» М. Чулкова, вышедшем в Санкт-Петербурге в 1782 году, говорится: «К некоторым женам и девицам летают ночью огненные змеи, отчего те женщины весьма худеют. Проезжающие в зимнее время ночью по полю видят падающие с неба звезды, кои также почитают за огненных змеев, и, крестяся, произносят слова: «Аминь, аминь, рассыпься;»

А вот какое поверье, записанное в Саратовской губернии, приводит исследователь-фольклорист прошлого века, член Императорского Географического общества А. Н. Минх: «Летает огненный змей по свету, рассыпается он в полночь искрами на крыше дома, в котором покойник; обращается в оплакиваемого, поздоровается и начнет говорить, только шепотом; приносит с собой лакомства и деньги; поутру лакомства обращаются в камни, а деньги — в черепки».

Русь, Киев

…В колеснице с драконами огненными полетел Кащей над землею. Он на птиц посмотрел — птицы смолкли в лесах, над травой пролетел — и засохла трава. На скотину взглянул — повалилась скотина, на деревья — засохли деревья…

В былинах XI века говорится, что дракон по прозвищу Змей Горыныч долгие годы опустошал окрестности города, пока его не убил витязь Добрыня Никитич, служивший при князе Владимире. В битве со Змеем Горынычем на реке Пучае Добрыня освобождает племянницу князя Запеву Путятичну (или его дочь Марфиду).

…все божества [славян] участвуют в борьбе главного бога Перуна со Змеем. Перун ведет борьбу или со Змеем, или со Змеиным царем…

(Ю.В.Мизун, Ю.Г.Мизун, Тайны богов и религий).

…И вот виделось в Нави; там Огнебог влачась уходил от причудливого Змея. И затопляя землю, текла кровь из Змея, и он лизал ее. И тут пришел сильный муж, и рассек Змея надвое — и стало два (Змея), и рассек еще раз — и стало четыре. И этот муж возопил богам о помощи.

И те пришли на конях с неба и того Змея убили, потому что сила его не людская, не божеская, а — черная. И этот Змей — суть враги, приходящие с юга. Это боспорские воины, с которыми наши деды сражались. В Суроже свет будет над нами. И мы идем туда, где видим горящую землю… у Лукоморья всякий день обращаем взор к богам, которые есть — Свет. Его же мы называем Перун, Дажьбог, Яр и иными именами. И поем мы славу богам и живем милостью божьей, до тех пор, пока жизнь имеем. В Суроже были враги наши, которые змеями ползли и грозили нам болями, и смертью, и лишением живота. И всем им явился бог сильный, и бил их мечом — молнией, и они испустили дух.

И Сурья светит на нас и к нам, и все увидели сначала, как славу Сурьи застилает Дедова тень, приносящая зло, и как от той тьмы изошло злое племя демонов — дасу. И то злое племя на пращуров наших натекло, и напали они, и потому многие ушли и умерли. Хотят, чтобы земля наша отошла к грекам, но мы ее не отдадим, потому что она наша, и мы не упустим ее. А сотворенный тот Змей — есть погибель наша.

Б.Кресень. Велесова Книга

Георгий Победоносец

Георгий Победоносец, христианский святой, великомученик. Согласно христианскому преданию, уроженец Каппадокии (на территории современной Турции). Замучен в 303 во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане; день памяти отмечается 23.4(6.5). Покровитель земледелия и скотоводства. На иконах, гербах и других предметах изображается в виде конного воина, поражающего копьем дракона («Чудо Георгия о змие» ). Георгий Победоносец — герой многочисленных сказаний, песен, легенд у христиан (у русских под именем Егория или Юрия) и мусульманских народов.

Дракон. Чудо Георгия о Змии (Георгий поражает копьем дракона). Новгородская икона 14 в. Третьяковская галерея. Георгий Победоносец. Новгородская икона. Чудо Георгия о змие. Нач. 15 в. Изображение Георгия Победоносца на гербе Москвы.

© Иллюстрированный энциклопедический словарь

Черный Змей
Черный Змей — созвездие на небосклоне ведической Руси.

Горыныч

Русские былины повествуют, что живет крылатый семиглавый дракон Горыныч на Сорочинских горах в глубокой пещере. Хранит он там разные сокровища и похищенных девиц, за которыми летает на Святую Русь. Не раз сходились в битвах с Горынычем богатыри, сам Добрыня встречался с ним не раз.

Однажды — когда повадился дракон прилетать в светлицу к некоей Марине Игнатьевне —

 Вынимал Добрыня саблю вострую,
 Воздымал выше буйной головы своей:
 «А не хочешь ли, я Змей Горыныча
 Изрублю на части пирожные,
 Разбросаю во чистом во поле?»
 А и тут семиглав Змей Горыныч,
 Да и хвост поджав, да и вон побежал…
 И, бегучи, он, Горыныч, заклинается:
 «Не дай Бог мне бывать вновь
 к Марине в дом!»

Но не утихомирился дракон и после пережитого страха. Похитил он племянницу князя Владимира Забаву Путятичну, а потом и тетку самого Добрыни — Марию Дивовну. Тут уж борьба пошла не на живот, а на смерть.

 Тучи нет — а только дождь дождит,
 Дождя нет — искры сыплются:
 Летит Змеище Горыныще.
 А как бросился Змей Горыныч,
 Чуть его, Добрыню, огнем не спалил…

Но богатырь опять осилил дракона и на этот раз убил его. Много вытекло крови драконьей, трое суток стоял в ней Добрыня, не знал, как выбраться. На четвертый день

 Услышал Добрыня голос с небес:
 «Ты бей копьем о сыру землю,
 Сам копью приговаривай:
 «Расступись-ка, матушка-сыра земля!
 Пожри-ка всю кровь змеиную!»

Добрыня так и сделал. Ушла под землю драконья кровь. С тех пор на Руси жить стало легче.

Все это рассказывают о семиглавом змее былины.

А в сказках Горыныч умеет еще и оборачиваться кем захочет: то добрым молодцем, то камнем, а то и веником. Сражается со сказочным Горынычем Иван-царевич, а если не он, то Иван купеческий сын или Иван крестьянский сын — и, конечно, в конце концов побеждают коварную нечисть.

Хватала

Сказка гласит, что жил-был дракон по прозвищy Хватала. Он воровал y смертных лошадей и коров, которыми кормился, не брезговал и людьми — сядет y берега и слизывает прохожих, как лягушка комаров. Один паренек решил победить дракона. Он попросил кузнеца выковать громадный котел, дровосекам велел развести на площади большой костер, потом взял y мельника муки и испек громадный пудинг — сверхy румяный, а внутри сырой. Потом он сел в лодкy и поплыл к драконy, который разлегся посреди реки. Хватала учyял пудинг и спросил, чем. это пахнет. Паренек предложил емy попробовать. Дракон не заставил себя упрашивать — проглотил пудинг вместе с лодкой. А парнишка тем временем убежал домой. Ночью y дракона начались колики. Он так мучился, что решил для облегчения страданий проглотить и паренька, но тот не растерялся — когда дракон сунул головy в его окно, он выхватил топор и одним ударом перерубил емy шею.

Чудо-Юдо

Чудо-Юдо славянских народных сказок — дракон страшный, многоглавый, могучий. И огромный. «Вообще, слово чудо», — пишет исследователь и знаток русского фольклора А.Н.Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу», изданной в 1866 году,— в старину означало великана» — и отсылает нас к словарю церковнославянского языка.

Имя же «Юдо», как считают многие ученые, восходит к древнеиндийскому слову «йадас» — водяное животное. Действительно, Чудо-Юдо связан с водной стихией. Появляется Чудо-Юдо всегда из воды. Вот как это описано в одной сказке: «Утка крякнула, берега звякнули, море всколыхалось — лезет Чудо-Юдо, змей шестиглавый». Он владеет двумя волшебными источниками: если испить из одного — станешь могучим богатырем, из другого — будут волосы золотые.

В другой народной сказке описана встреча на Калиновом мосту, что перекинут через реку Смородину, Чуда-Юда и русского богатыря Ивана Быковича — коровьего сына.

«Вдруг на реке воды взволновалися, на дубах орлы закричали — выезжает Чудо-Юдо шестиглавое. Вот сошлись они, поравнялися, так жестоко ударились, что кругом земля простонала. Чуду-Юду не посчастливилось: Иван Быкович с одного размаха сшиб ему три головы. Снова они сошлись, снова ударились; Иван Быкович отрубил Чуду-Юду и последние головы, взял туловище, рассек на мелкие части да побросал в реку Смородину, а шесть голов под Калиновый мост сложил».

На следующий день выехало биться с Иваном Быковичем уже десятиглавое Чудо-Юдо. Тут уж богатырю пришлось потрудней.

«Как махнул богатырь своим острым мечом раз-два, так и снес у нечистой силы шесть голов; а Чудо-Юдо ударил — по колена его в сыру землю вогнал. Иван Быкович захватил горсть земли и бросил своему супротивнику прямо в очи. Пока Чудо-Юдо протирал свои глазища, богатырь отрубил ему и остальные головы»… Так победил Иван Быкович десятиглавое чудище. Но и это еще не конец боя. На другое утро…

«Выезжает Чудо-Юдо двенадцатиглавое; конь у него о двенадцати крылах, шерсть у коня серебристая, хвост и грива — золотые.

— А, ты здесь? Зачем пришел?

— На тебя, нечистая сила, посмотреть, твоей крепости испробовать!

— Куда тебе мою крепость пробовать! Ты муха передо мной! Отвечает Иван Быкович:

— Я пришел с тобой не сказки сказывать, а насмерть воевать!

Размахнулся своим острым мечом и срубил Чуду-Юду три головы. Чудо-Юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем — и тотчас все головы приросли, словно с плеч не падали».

И сколько Иван Быкович голов ни рубил — все они волшебным образом прирастали обратно. Совсем плохо пришлось богатырю. Но тут…

«Иван Быкович приловчился и отсек Чуду-Юду огненный палец. После этого давай рубить ему головы, сшиб все до единой, туловище на мелкие части разнял и побросал все в реку Смородину». Тут многоглавым Чудам-Юдам и конец.

Встречаются в славянских сказках и другие существа с похожим именем. Всем, конечно, известно морское чудовище Чудо-Юдо рыба-кит. Его создал на основе преданий и легенд о подводных гигантах Петр Ершов и поселил в своем «Коньке-Горбунке».

Тугáрин

Тугарин, в русских былинах и сказках мифологизированный образ злого, вредоносного существа змеиной природы. Другие его имена обычно включают мотив «змеиности» — Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище и т. п. Главный текст, в котором выступает Тугарин, — былина о бое Алёши Поповича с Тугарином в разных её вариантах. При выезде на поединок Тугарина его конь ржёт по-звериному, Тугарин свистит по-змеиному. Вокруг Тугарина оплетаются змеи огненные. Очевидна причастность Тугарина к огню, который в разных видах выступает как его главное оружие: он грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, опалить огнём-пламенем, застрелить головнями. Тугарин связан и со стихией воды, и бой с Алёшей Поповичем обычно происходит у реки Сафат. Но вместе с тем Тугарин и летающий змей. Он носится по поднебесью на своих бумажных крыльях, которые отказывают ему, когда оказываются вымокшими под дождём. Победитель Тугарина Алёша Попович рассёк труп и разметал его по чистому полю. В отдельных былинах намечается мотив любовных связей Тугарина с женой князя Владимира: Тугарина сажают на кровать Владимировой жены и т. д. Когда же она узнала об убийстве Тугарина, то опечалилась и упрекнула Алёшу Поповича, разлучившего её с «другом милым».

Тугарин — хтонический персонаж древнего змееборческого мифа, родственный Змею Горынычу, Змею Огненному и т. п. В Киевской Руси в эпоху борьбы с кочевниками стал символом дикой степи, исходящей от нее опасности, язычества. Само имя Т. соотносится с упоминаемым в летописи половецким ханом Тугорканом (11 в.)

Древний Новгород

Электронная версия альбома «Древний Новгород: Прикладное искусство и археология» (М., Искусство, 1985) — свидетельства духовной и обыденной жизни средневековых (Х-XIV вв.) новгородцев выложена на ЭзоСервере. Более 30 html-страниц, около 300 цветных репродукций.

<…>

Обложка книги

«Исследования этого города потребовали концентрации значительных научных сил и превратили Новгородскую археологическую экспедицию в крупнейшее в мире научное предприятие по изучению городских средневековых древностей. Этот особый интерес именно к Новгороду определен несколькими важными причинами. Среди них и выдающееся место Новгорода в истории средневековой Руси, и особенность форм его политической организации, и та роль, которую Новгород играл в системе торговых и культурных связей между Русью, Западной Европой, Византией и мусульманским Востоком, и шедевры его архитектуры и живописи, характеризующие высочайший уровень художественной жизни и состояния творческих сил. Однако не менее важным обстоятельством, определившим неизменное притяжение к Новгороду нескольких поколений историков и археологов, оказалась прекрасная сохранность в его почве всех без исключения предметов, которые когда-либо попадали в землю. Новгород возник на плотных глинистых почвах, не впитывающих воды дождей, паводков и талого снега. Влага до предела насыщала его культурный слой, медленно сочась в Волхов и препятствуя проникновению воздуха. Поэтому в культурном слое Новгорода не было условий для развития микроорганизмов, вызывающих процессы разрушения органических материалов, а металлические предметы в нем покрывались лишь поверхностной пленкой коррозии, предохранявшей их от дальнейшего разложения.»

<…>

«В работе по кости начиная с древнейших времен — X века — широко употреблялись все известные тогда декоративные виды орнамента — «звериный», растительный и геометрический. Все эти мотивы очень часто сочетались с излюбленной славянской плетенкой. Наивысшего искусства новгородские резчики по кости достигли в своих чисто декоративных произведениях — украшениях. Примером таких поделок являются костяные пластины-накладки для одежды и сумок. Излюбленным сюжетом на этих накладках являются образы «лют зверя» и грозного чудища-дракона — охранителей микромира человека. Эти сюжеты хорошо известны в языческом мифотворчестве древних славян. Фантастические драконы всегда изображались со змеевидным туловищем и крыльями. Фигуры барсов и драконов полны жизни и движения. Их изображения традиционны для средневекового искусства. Упругие контуры шагающих чудовищ подчеркивались рельефными валиками, окаймляющими овалы блях. Встречаются и другие сюжеты, например две бляхи изображают русалок, пьющих из рога. В форме звериных или птичьих голов вырезались навершия для рукоятей конских плеток и посохов. »

<…>

«Резная кость новгородской коллекции дает богатейший материал для раскрытия истории культуры Новгорода и показывает умение новгородских косторезов создавать обобщенные художественные образы, достигать выразительности изображения при минимальных пластических средствах.»


Накладная бляха с изображением дракона. Кость, резьба. Начало XIV в. Новгород. Фибула кольцевидная, украшена противостоящими головами драконов. Бронза, литье. Начало XIIIв. Кожаная апликация - дракон. Середина XIVв. Новгород. Писало. Верх писала завершается резной головой дракона. XIIв. Новгород. Булавка в головкой в виде крылатого дракона. Начало XIIIв. Новгород. Перстень с яшмовой вставкой и головами дракона. Золото, литье. Середина XII в. Новгород.
Деталь 'курицы' от крыши. Изображена морда дракона. Середина XI века. Новгород. Ручка ковша в виде стилизованной морды дракона. Дерево. Резьба. Середина Xв. Передок саней. Фрагмент. Изображены четыре дракона с развевающимися гривами. Середина XIв. Новгород. Накладная пластина, кость. 
Сер. XIV в., Н. Новгород
Ручка ковша в форме головы дракона. Дерево, резьба. Конец XIIIв. Новгород. Драконы на Руси Накладная бляха с изображением дракона. Кость, резьба, XIIIв. Новгород. Накладная бляха с изображением дракона. Кость, резьба, XIIIв. Новгород.
Накладная пластина с изображением дракона. Кость, резьба. Середина XIV века. Новгород. Накладная бляха с изображением русалки, пьющей из рога. Корабельная уключина. Рог уключины вырезан в форме морды дракона. Дерево, резьба. Конец XIIIв. Новгород.

«Древний Новгород — прикладное искусство и археология», Москва, «Искусство», 1985

Яков Вилимович Брюс
Графъ Яковъ Брюсъ, сотрудникъ Петра Великаго в преобразованiяхъ

«Потеряв давнего товарища, Брюс вышел в отставку, поселился в усадьбе и жил там безвыездно, целиком посвятив себя науке. Свет, мерцавший в зимние ночи в окне лаборатории, сполохи пламени при опытах снискали ему среди окрестных жителей славу колдуна и чернокнижника. О нем говорили: «Брюс сделал куклу, которая ходит и говорит, но не имеет души»; «Брюс заговорным словом может средь жаркого лета сковать льдом воду в пруде»; «К Брюсу по ночам летал дракон, Брюс как-то озлился на него и обратил в камень». Даже в расположении стриженых лип в парке чудились знаки какой-то тарабарской грамоты.»

Полная статья о Я. В. Брюсе.

Г. Мазинг, доктор технических наук.
31 мая 1984 г. N2 65 (5853)
<Название цитируемого издания история не сохранила.>

Прикамье
Дракон — ажурная бляха с изображением ящера, VI-VIII в.в. н.э. Найдена на территории Прикамья до 1917 года.
Ажурная бляха Удмурдия,
деревня Ныргында
VI-VIII вв.
Бронза, литьё 10х18,2см

Бляха представляет сложную многофигурную композицию в центре которой помещено сидящее на спине длинного, извивающегося ящера крылатое антропоморфное существо — человеколось в окружении лосиных голов и птиц. Ящер имеет короткий хвост и короткие трёхпалые лапы, в его чреве семь рыб. Над антропоморфным существом - кричащие птицы. Композиция обрамлена фризом из голов лосей.

Мастер великолепно скомпоновал многофигурную композицию. Живо передал динамику движений. Ныргындинская бляха как бы иллюстрирует сохранившуюся в удмуртском фольклоре легенду об устройстве вселенной, состоящей из трёх миров: неба, земли, подземного (подводного) мира. Кричащие птицы олицетворяют верхний мир - небо; антропоморфное существо и лоси, символизирующие тотемическое единство человека и зверя, - землю; ящер с рыбами в чреве - подземный мир и водную стихию.

«Нет, их [драконов] костей на территории Прикамья еще не находили. Но зато других находок, связанных с Драконом, было достаточно много. Речь идет об изделиях пермского звериного стиля, на которых очень часто присутствует ящер, он же — дракон. Вообще, это существо очень тесно связано с древней историей коми-пермяцкого края. В мифах оно играет заметную роль в религиозном мировоззрении древнего населения Прикамья, является властителем и хранителем подземного мира. Возможно, появление Дракона в мифологии древних коми связано с совмещением образов таких культовых животных, как волк, медведь и змея, которые, по разумению наших предков, тоже были представителями подземного, потустороннего мира. Не случайно в некоторых финно-пермских говорах слово «медведь» переводится как «чудовище», «дракон».

Однако наш Дракон представлен в изделиях пермского звериного стиля и в мифологии как покровитель плодородия. Люди приносили ему жертвы, моля об удачной охоте и хорошем урожае. Словом, сам Дракон не так уж и страшен. Страшнее драконовские «детки» — чудовищные порождения человеческих пороков

Геннадий Селиванов
Из результатов камской археологической экспедиции 1999 года

Якутия

«Написать <…> меня сподвигло одно обстоятельство: в настоящее время я нахожусь в Республике Саха (Якутия) и летом этого года побывал на Ленских столбах. Каково же было мое удивление, когда я узнал легенду о этих Ленских столбах… там опять фигурировал Дракон! Чтобы оценить уникальность этого, необходимо обратиться в глубь истории…

Когда-то давным-давно, нынешние якуты под натиском воинственных кочевых племен монгол и им подобных ушли со своих земель на северо-восток, там, за естественным барьером из горных гряд, тайги и сурового климата, они и остановились (найдя долину у реки Лена и назвав ее «Туаймаада» — нынешний Якутск). Так они и жили в полной изоляции от всего мира. Это изоляция была нарушена ближе к нашему времени, когда началось активное освоение Сибири новгородскими и архангельскими купцами и казаками. Таким образом, им (якутам) никто не мог «подсказать» о существовании Драконов.»

Андрей Иванов, 2000г.

Вупáр
Вупар, вопар, в мифах чувашей злой дух. Принимая облик домашних животных, огненного змея или человека, Вупар наваливается на спящих, вызывая удушье и кошмары, насылает болезни. Считалось так же, что Вупар нападает на солнце и луну, что приводит к затмениям.
Дя'бдáр

Дябдар в мифах эвенков гигантский змей. По одному из вариантов мифа, Дябдар участвовал в сотворении мифа: вместе с мамонтом Сэли он осушал землю, прокладывая своим телом русла рек. У тунгусо-маньчжурских народов Приамурья Дябдар — удав или уссурийский питон, мог лечить людей. Для этого его приносили из леса в дом больного, окуривали дымом багульника, кормили и давали обвиться вокруг тела больного, чтобы изгнать болезнь.

Меч-кладенец

Меч-кладенец, самосек, в русском фольклоре и книжной средневековой традиции — чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. В сказании о Вавилон-граде меч носит название «Аспид-змей» и наделен чертами оборотня (превращается в змея). Распространен мотив поиска меча, замурованного в стене, скрытого в земле и т.п. сопоставимого с мотивом клада (откуда и кладенец) или погребения.

При составлении описаний использовался «Мифологический бестиарий от Алконоста до Ягила», Калиниград: «Янтарный сказ», 1999 г.
«Мифологический словарь» 1990 г. изд. «Советская Энциклопедия» гл. редактор Е. М. Мелетинский.